Сайт » Зачем бизнесу сторителлинг?

Зачем бизнесу сторителлинг?

 

(открытое письмо Свете Резник)

Прежде всего  хочу напомнить, что именно я понимаю под «сторителлингом». Есть в этом необходимость, так как нет стандартов, авторитетов – кто во что горазд, как я люблю: можно дать и свое определение. И так, сторителлинг – рассказывание собственной истории с какой-либо осознаваемой целью. История своя, из своей жизни, не байка, не притча … про это тоже могу много рассказывать, но ответ на твой вопрос – «зачем?», это вопрос цели. Я вижу три направления, для бизнеса вообще, и для нашего в частности.

1 История, как инструмент обучения. То есть в истории передается информация о явлении, образе мысли или действии, причинах и последствиях и т.д. Когда это «я-высказывание», то кроме информации есть еще и чувства. А там, где есть чувства, там есть влияние. То есть мы не просто рассказываем, мы хотим повлиять, сподвигнуть, заразить. Осознанно. Не скрывая этого, а значит, не манипулируя. С такими историями у психологов, казалось бы, все ок. – рассказываем и клиентам на консультациях, и на тренингах участникам, и коллегам на семинарах. Ан, нет! По моим наблюдениям очень любит  наш брат цитировать, пересказывать, травить байки. Иногда красиво и к месту, но – не свое и не о себе. А значит доверие такой истории ровно на время ее звучания. Почему не о себе? Боятся, не умеют, не считают нужным? Все вместе. Призываем людей к открытости, хотим, чтобы нам доверяли, работаем над принятием, а сами в дефиците. Психолог работает собой – это его основной инструмент. А значит открываться перед клиентами при помощи своих историй (и с осознаваемой целью) – важный навык и профпригодность.

Года четыре назад я организовала стори-вечеринку «Между серебром и золотом: жизнь в долгом браке». Два с лишним часа историй моей семейной жизни. Максимальный уровень открытости. Такой, что камера не записала ничего! Около 60 человек в зале – молодежь и мои ровесники, семейные пары, молодожены, мамы с взрослыми детьми. На фига мне это? Да потому, что я работала с этой темой, у меня тренинг был, на котором я собой убеждала, что это бывает – и семейное счастье, и любовь через годы, и уважение, и нежность, и кризисы, и потери, и победы… Чтобы построить отношения человеку нужен положительный пример (не киношный, не книжный), которому он поверит. Я рассказываю истории о себе на те темы, с которыми работаю. А работаю я с темами, которые считаю своей сильной стороной – так честно.

2 История, как вид корпоративной культуры.  Ну, с организациями все ясно – через истории легче передать стандарты, ценности, правила отношений – «как у нас принято». Если эти правила будут спускаться в виде указаний, сразу же возникнет желание или оспорить, или нарушить. Ну, это по типу «по газонам не ходить». А помнишь знаменитую историю академика Курчатова о дорожках, которые протоптали сотрудники? Она нам известна потому, что стала частью корпоративной культуры, передавалась новым сотрудникам и вышла за пределы учреждения. С сильными историями так бывает – они начинают работать шире и глубже, чем изначально предполагалось. Каждый коллектив заинтересован в таких историях. Но что если ты фрилансер? Все равно ты живешь нормами какого-то сообщества и\или вырабатываешь свои нормы, и транслируешь их коллегам и клиентам. Именно через эти истории находят «своих». У меня, к примеру, много историй, связанных с арендой залов для работы – за долгие годы жизни я сменила их множество. Когда я рассказываю, как трудно я нахожу нужный зал, какие высокие требования я предъявляю и к месту расположения, и к метражу, и к оборудованию, и к эстетике – на самом деле я рассказываю о своей заботе об участниках моих тренингов.  Это моя позиция и я о ней говорю.  Участники всех Мастерских знают про «беременный стул». Точно так же, как тренеры, работающие у меня на Фестивалях знают историю о том, почему «у Шевцовой нельзя спрашивать где розетки» или «Историю о живых ключах» или «Про медный таз как инструмент тренера». Люди очень чувствительны к тому, где есть культура – им тоже хочется приобщиться, смеяться над общими шутками, понимать друг друга с полуслова, воспринимать запреты с легкостью и без обид… Становиться частью истории и пополнять сообщество своими историями. Один человек сказал мне, что я создала профессиональное сообщество, не ставя себе такую цель. Да, это так. И мне интересны все люди, которые со мною рядом – они и герои, и слушатели моих историй.

3 История, как инструмент имиджа и рекламы.  Здесь все очевидно, но не просто. Потому, что в сторителлинге нельзя врать. Совместима ли реклама с искренностью? Нам доказывают, что нет. А я говорю, что только так))). Мой рекламный бюджет уже долгое время равен «0». Я рассказываю о своих тренингах, вебинарах, марафонах, фестивалях и это интересно. Не сообщаю факт, не призываю к действию, не заманиваю и не подкупаю – я рассказываю историю, у каждого моего продукта она есть: как возникла идея и какие были сложности, почему я изменила тему или о том, как эта тема касается лично меня… да мало ли о чем можно рассказать?! Если история описана на сайте или в соцсетях, я даже ссылку забываю поставить – это не важно, люди найдут, если им будет интересно.  Имиджевую историю нельзя рассматривать с точки зрения «сколько на ней заработала».  Рассказала и забыла. Но когда вдруг с кем-то из участников моих тренингов начинаем распутывать клубок «откуда я о тебе узнал», оказывается, вначале была история.  И тот самый «сарафан», которые рекламщики тщетно пытаются заставить работать, вдруг начинает передавать информацию о тебе без всяких просьб.

Недавно я была участницей супервизии – пыталась припомнить, когда у меня  на тренинге был «трудный клиент». Не смогла. Все эти «трудные», «не мои», «не довольные» возникают оттого, что недостаточно информации, либо информация, мягко говоря, не точная.  В нашем деле покупка услуги – лишь начало отношений, и доверие создается не по ходу взаимодействия – оно возникает авансом, а потом или нарастает или девальвируется.

Сторителлинг в бизнесе – это не блажь, это необходимость, продиктованная временем. Все замкнутые системы в природе вымирают. Как открываться, не рассказывая о себе? Я другого способа не знаю…

 


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com