Сайт » Всегда ли история в десятку?

Всегда ли история в десятку?

Утверждение о том, что история – более мощный инструмент убеждения и влияния, чем другие способы я бы подвергла сомнению. Это так, но не всегда и не везде. Позже объясню, почему, а начну  с картинки из жизни.

Обычно на моих тренингах такого не случается, участники не позволяют себе поучать друг друга, сама атмосфера тренинга такого не предполагает – все на равных, каждый пришел понять себя. Но эта женщина сразу повела себя с претензией «быть правой рукой» тренера и делиться опытом. Я мягко, но настойчиво возвращала её в позицию участницы, понимая, что все это от страха открыться, показать себя настоящую – более безопасно удерживаться за социальную роль преподавателя, кем она и являлась. Но в заботе и деликатности о ней я упустила момент, когда была перейдена грань недозволенного в отношении другого участника. А  именно – в ответ на рассказ одной молодой девушки наша дама вдруг сказала: «Позволь, я расскажу тебе одну историю…» и, не дав мне опомниться, стала вещать очень популярную историю одного американского бизнесмена. Я могла бы прервать вещание, но решила все же дать этой ситуации свершиться, наблюдая за реакциями девушки, а затем спросила у неё:

— Кем ты сейчас себя чувствуешь?

— Первоклассницей, которую учительница считает абсолютно тупой. Историю эту, я, кстати, знаю, не мешало бы у меня поинтересоваться, прежде чем рассказывать….

Не буду описывать дальнейшую работу с этими женщинами, суть не в ней. Это была иллюстрация «всесилия» истории. И дело даже не в том, что она была известна девушке, которой предназначалась – дело в том, что она была не к месту. И в данных позициях участников любая история была бы провальна, приоритет использования этого инструмента был лишь у тренера и пользоваться им нужно было очень осторожно.

Между тем, именно за этим на Сторителлинг приходят большинство людей – научиться влиять на людей при помощи рассказывания историй.

Я в таких ситуациях задаю три вопроса:

— На кого влиять?

— В чем влиять?

— В каких ситуациях?

Давайте рассмотрим использование историй как инструмента в различных ситуациях. И чтобы  их стуктурировать, возьмем такие показатели, как виды отношений —  Равенство и Подчинение (авторитетность), и характеристику эмоциональной атмосферы – Негативная и Позитивная. Если представить в виде оси координат, получается, четыре поля:

1 Равенство + позитивная. Пример – дружеские компании. Это наиболее благоприятная ситуация для рассказывания историй, они, как правило, возникают в ней спонтанно, один рассказчик сменяет другого. Что со слушателями? Они готовы слушать. Эмоциональный отклик на истории большой. Истории используются как СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

2 Равенство + негативная. Пример – люди, находящиеся в состоянии конфликта или просто напряженно относящиеся друг к другу. Наиболее опасная ситуация для историй, любые иносказания воспринимаются напряженно, как возможный способ манипуляции. Слушатели могут не слушать, могут в любой момент прервать, начать задавать вопросы, потребовать пояснений, уйти в конце концов…Рассказчик рискует, и только максимальная степень открытости и осознавание, зачем он это делает, могут действительно сделать его историю убедительной….ну, или, по крайней мере, услышанной и не освистанной. ИСТОРИЯ КАК РИСК – либо пан, либо пропал.

3 Подчинение (авторитетность) + негативные. Пример – напряженные отношения в любых коллективах, имеющих субординацию. Здесь все зависит от того, кто рассказчик. Давайте рассмотрим вариант  рассказчика – «начальника». Эта ситуация более благоприятна для рассказывания историй, чем предыдущая, хотя бы потому, что слушатели вынуждены тебя слушать и проявлять видимое уважение к рассказу. ИСТОРИЯ, КАК СПОСОБ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ, рассказать о себе большее (если в этом есть необходимость). Если же история рассказывается от  лица «подчиненного» — «начальнику», то это вообще либо очень отважный поступок, либо жест отчаяния, так как иносказательный смысл истории  в этом случае может быть воспринят уничижительно, а следовательно, реакция будет агрессивной.

4 Подчинение (авторитетность) + позитивные. Пример – студенты и их любимый преподаватель. Место для истории, несомненно, имеется. ИСТОРИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ВЛИЯНИЯ.  Слушатели должны слушать, и, в предложенном контексте, скорее всего,  захотят слушать. Но здесь тоже есть опасность – злоупотребление историями приведет к снисходительному отношению и потере авторитета.  Все же, история – это картинка к тексту, а не сам текст. Если история идет от «подчиненного» к «авторитету»,  может свидетельствовать о доверительности, а может – о невозможности выразить свою мысль другим способом)

«История в десятку» — назвала я один из своих Проектов. Был в моей жизни такой этап, когда мы с мужем держали  пневматический стрелковый тир. До сих пор помню это ощущение: вскидываешь винтовку и находишь устойчивое положение, затем – встраиваешь черное пятнышко мишени точно над прицелом, вдыхаешь и задерживаешь дыхание  и плавно нажимаешь на курок. А потом с волнением ждешь подъезжающую к тебе мишень… С историями все так же – и осознанность, и сосредоточенность, и техника, и желание попасть точно в цель.

стори

 

 


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com