Сайт » Рубрики » Визуализация как основа упражнения.
 

Визуализация как основа упражнения.

Визуализации традиционно включаются в программы личностных тренингов. Это метод, доступный даже начинающим тренерам. Но существуют тонкости, которые надо учитывать, чтобы поставленная цель была достигнута. А цели могут быть две: исследовательская и терапевтическая.

Исследование, когда наговариваемый текст и возникающие в ответ образы после визуализации обсуждаются.  Таким относятся, к примеру, визуализации «Диалог с болезнью» и «Карта тела». В исследовательских визуализациях обязательно дается установка на запоминание. Терапевтические визуализации направлены на изменение состояния. Это такие упражнения, как «Океан» и «Рождение заново». Как правило, они не анализируются, и тренер лишь предлагает всем желающим поделиться переживаниями и мыслями.

К терапевтическим я бы отнесла тексты, которые провоцируют состояние, настраивают на определенную тему. То есть мы намеренно обостряем состояние участников, и это, конечно же, предполагает дальнейшую работу.

Я предлагаю всем тренерам самостоятельно придумывать тексты. Это дает возможность решить именно те цели, которые вы ставите в своем тренинге. Готовый текст, как правило, подобрать очень сложно. Кроме того, это исключит такую ситуацию, когда кто-то из участников скажет: «..А, я уже делал эту визуализацию…».

Написать текст не сложно, предлагаю вам алгоритм, который не является обязательным, но все же даст возможность структурировать текст и избежать нежелательных эффектов.

 

Аналитическая визуализация.

 

Цель: сбор материала для дальнейшего анализа ( неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы; образы фантазии, как проекции подсознательных процессов)

 

1 Подготовка к погружению (расслабление, работа с телом) ; инструкция на запоминание.

2 Перенести в знакомое, безопасное место.

3 Путь к арене.

4 Арена: наблюдение или пассивное участие в описываемых событиях.

5 Ритуал: совершение выбора, получение подарка, нахождение какого- либо предмета.

6 Возвращение в безопасное место.

7 Выход на поверхность. Осознавание « здесь и сейчас».

 

После окончания визуализации весь полученный материал подвергается анализу; описание, сбор ассоциаций, заземление, выводы.

 

См. упражнение «Встреча с Внутренним Ребенком»

 

 

 

 

 

Терапевтическая визуализация.

 

Цель: изменение состояния человека по средствам повторного переживания в воображении событий, конфликтов, травмирующих ситуаций.

Или – провокация подавленных, забытых переживаний, чувств, с целью дальнейшей проработки.

 

1 Подготовка к погружению.

2 Перенести в место , в котором спокойно и хорошо.

3 Переход в место конфликта.

4 Провокация переживаний ( воспоминания, либо метафорическая ситуация).

5 Выход из конфликта путем совершения поступка, действия, ритуала.

6 Возвращение в то место, где хорошо.

7 Осознавание своего нового состояния.

8 Выход на поверхность,  «здесь и сейчас».

 

После окончания визуализации — шеринг, заземление, работа с чувствами и состояниями.

 

См. упражнение «Океан»

 

Вне зависимости от того, написали ли вы сами текст визуализации, или взяли его в готовом виде, предлагаю вам наговорить текст на магнитофон и проделать визуализацию самостоятельно. Визуализация должна вызывать конкретные образы и ощущения. Если этого не происходит, или образный ряд неяркий, значит текст не годится.  Кроме этого, вы заметите такую особенность: прослушивание и чтение текста очень меняют восприятие. Те слова и выражения, которые приемлемо смотрятся на бумаге, при прослушивании могут вызвать неуместные реакции – смех, сопротивление, возмущение.

Приведу пример:

На тренерской Мастерской участники придумывали текст визуализации. Это было упражнение, направленное на работу с неконструктивной виной. В результате визуализации люди должны были избавиться или уменьшить переживание конкретной вины. Было предложено придумать метафору. Ребята решили, что вина – это тяжелый и абсолютно ненужный камень, и очень часто мы несем его на своих плечах, не задумываясь, насколько осложняем свою жизнь и портим её унынием. Вроде бы все логично и правильно. В тексте были такие строки: «… Ты снимаешь рюкзак со своих плеч и смотришь, с чем же ты отправился в путешествие. Ты видишь много нужных и полезных вещей, но, вдруг на дне ты находишь огромный, тяжелый камень. Это груз твоей вины. Ты смотришь и думаешь – кто его сюда положил?». В этом месте раздается дружный смех. Вопрос «Кто его сюда положил?» вызвал неадекватную реакцию: «Какой идиот это мне подбросил?!». И дальше пошли картинки, не имеющие отношение к визуализации, упражнение было сорвано.

 

Тексты предлагаемых мною визуализаций не имеют начала и конца. Это то, что в алгоритме проведения обозначено фразами «Подготовка к погружению» и «Выход на поверхность». Я не стала прописывать в каждом тексте стандартные фразы, но сейчас хочу вам дать пояснения:

 

«Подготовка к погружению» — настрой участников на предстоящий процесс обращения к своим образам. В отличии от медитации визуализация не ставит задачу полного расслабления, но обратить внимание на тело все же стоит. Нам важно, чтобы телесные ощущения не мешали работе воображения. Очень важный момент настроя – переход от обращения на «Вы» (имеются в виду все участники – группа), к обращению на «Ты»( каждый участник отдельно). Таким образом, первая фраза визуализации может быть такой:

«…Примите удобное положение и закройте глаза. Мысленно пройдитесь по своему телу от ступней и до макушки: почувствуйте, что ваше тело расслабленно и вам ничего не мешает. Если вы почувствуете неудобство – устраните его. Сделайте глубокий вдох…и выдох…Приготовьтесь к восприятию тех образов, которые вам предоставит ваше воображение. Во время визуализации я буду обращаться к каждому из вас индивидуально…». И дальше текст продолжается с обращением на «ты» и в единственном числе.

 

«Выход на поверхность» — возвращение в реальность. Опять обращаемся к телесным ощущениям, это лучше всего переключает на восприятие действительности. Выход каждый осуществляет в своем темпе, поэтому будьте готовы к тому, что некоторые участники дольше других будут лежать с закрытыми глазами:

«…Начинайте  ощущать свое тело. Сделайте глубокий вдох…и выдох…И, когда почувствуете возможным, возвращайтесь и открывайте глаза…»

По своему опыту я неоднократно замечала, что есть тренеры, которые превосходно читают тексты без всякого обучения. Но бывает, что человеку надо этому специально учиться. Если вы впервые собираетесь включить визуализацию в свой тренинг, потренируйтесь прежде на ком-то из своих друзей. Пусть они укажут вам на ошибки и помогут их исправить.

От себя хочу сформулировать несколько правил составления и чтения визуализации:

 

1 Составляйте текст таким образом, чтобы были задействованы все репрезентативные системы: увидеть, услышать, почувствовать. Особенно это касается терапевтических визуализаций. Иными словами, в тексте должны быть яркие описания визуальных образов, слуховые ощущения и кинестетические. Это повышает эффективность визуализации.

 

2 В аналитических визуализациях описания частично заменяются вопросами – человек сам должен представить себе образы, чтобы потом их проанализировать. Но вход и выход должны быть надиктованы, это дает возможность попасть в другую реальность, уменьшить контроль сознания.

 

3 Если вы напишите текст с глаголами настоящего времени, то избежите сложностей в работе с разнополой группой. Но иногда этого не избежать, как, например, в визуализации «Встреча с Внутренним Ребенком» или «Рождение заново». Обратите внимания, как решается эта проблема.

 

4 Основная ошибка чтения – быстрый темп. Тренер не дает возможности участникам создать картинку. Чтобы научиться читать медленно, подберите соответствующую музыку и старайтесь совмещать музыкальную и текстовую фразы. Лучше , если пауз будет больше, чем меньше. После каждого предложения можно поставить многоточие.

Обратите внимания, что длительность упражнения около 30 мин, а текст можно прочитать за 5. Все оставшееся время – паузы во время и обсуждение после.

 

5 Сила голоса – еще одна составляющая визуализации. Обычно люди, которые находятся ближе к тренеру, страдают от громкого голоса, а тем, кто удален ничего не слышно. У меня есть одна уловка: держите лист с текстом на вытянутой руке напротив глаз. Тогда ваш голос будет «лететь» в противоположную стену, а не «биться» в пол.

 

6 Участники не должны чувствовать, что вы читаете. Для этого текст надо знать очень хорошо. Не надейтесь, что вы сумеете его прочитать сразу, обязательно будут запинки и неправильные интонации.

 

7 Модулируйте голосом, выделяйте наиболее значимые места в тексте. Но, вместе с этим, избегайте пафоса  и необоснованной наигранности. К примеру, визуализация «Волна» вся построена на ощущениях, её нельзя читать монотонно. Если вы сумеете прочувствовать текст, то сумеете и передать его.

 

И последнее, касаемо организации. Я настаиваю, чтобы на моих тренингах визуализации выполнялись лежа. Только так можно добиться расслабления и нужного настроя. Но это возможно только в том случае, если помещение соответствует всем нормам: площадь, санитарное состояние, комфортная температура, наличие покрытия, индивидуальные коврики. Если вы в чем-то не уверены, то лучше провести визуализацию на стульях или вообще не проводить.

 

 

 

 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
Quick Box Popup Powered By : XYZScripts.com