Продвижение и продажа психологических услуг: эмоциональный бизнес
Так уж сложилось – я в этом бизнесе пребываю около 15 лет. Стихийности здесь больше, чем продуманности, интуиции больше, чем плана, а процесс превалирует над результатом. Я люблю то, что делаю – веду ли тренинги, вебинары, консультирую, пишу книги. И еще у меня получается развивать свой бизнес. Бизнес зависит от моих чувств, предпочтений, интересов. Пробовала когда-то по-другому: делать то, что выгодно. Отказалась. И по сегодняшний день верю, что если ты делаешь что-то с любовью, всегда найдутся люди, готовые за это заплатить.
Много лет назад с легкой руки Маши Зайцевой – редактора «Психологической газеты» я была названа «успешным продавцом своих услуг». С тех пор я много рассказывала об особенностях этого бизнеса, вела тренинги для психологов на эту тему, писала статьи. И вот, в очередной раз мне приходится выступать на тему продвижения и продаж. Очень не хочу повторяться, хотя за эти годы только утвердилась в своих позициях, и мой бизнес стабилен, и развивается. Случайно я нашла форму повествования, которая мне кажется интересной. А именно – я забрела на один психологический форум и хочу дать свои комментарии к тем вопросам и репликам, которые я там прочла.
Не те вопросы задает девушка! Главный вопрос – он к себе самой: зачем мне это надо? Ну, да – та самая мотивация. Свои первые «психологические» деньги я заработала, получая свое второе образование. Каждая сессия в институте стоила денег, и не малых – мне нужен был дополнительный заработок, чтобы продолжать учебу. Легче было бы заработать тем, что уже хорошо умела – по первому образованию я педагог-дошкольник, занималась репетиторством, готовила детей к школе. Но мне очень хотелось попробовать себя как психолога. И это после нескольких месяцев обучения! В оправдание могу сказать, что на тот момент у меня уже была семья, ребенок, жизненный опыт, свои собственные выводы и большое количество часов терапии и тренингов. Мне помогли, и я верила, что тоже могу кому-то помочь. И все случилось – первая клиентка «по знакомству», которая привела еще и сарафанное радио заработало.
Деньги – очень мощный мотив, не надо принижать его значимость. Сейчас я делаю проекты, которые мне интересны, но прибыль подразумевается как само собой разумеющееся. Деньги – это то, что отличает работу от хобби. Я видела очень многих коллег, которые работали «за идею». Чаще всего они отказывались под предлогом, что «никто не оценил». Да, конечно же, самореализация через свой бизнес – это замечательно. Но это скорее достижение, чем данность.
Умения – это не продукт продажи. Но знать, что ты умеешь – это важно. Тебя никто не будет покупать как «просто психолога». Или это случится не скоро – когда ты станешь экспертом или даже мастером своего дела. А пока – придумать название, назначить цену, «упаковать». Все, как на любом рынке. Психологическая услуга – это товар.
Своя тема. Не бывает просто тренингов, просто консультаций, просто диагностики. Когда я преподавала в институте, очень ценила студентов, которые проявляли заинтересованность в каких-то темах. Мои личный бренд «Тренер Ирина Шевцова» начинался с темы детско-родительских отношений. Я жила этой темой – и как мама, и как педагог, и как детский психолог, работающий в детском саду. И уже тогда понимала, что все родители – заложники своего собственного детства. По этому консультации и тренинги сразу стали носить терапевтический характер. Работаем не со следствием – взаимоотношениями с ребенком и методами воспитания, а с пониманием и чувствованием – что происходит с ребенком, чем продиктовано его поведение. А это возможно лишь после реанимации своего детского опыта. Рискованно? Да! Но я готова была идти на эти риски. И вскоре снискала репутацию психолога, который работает глубоко и серьезно.
Своя ниша. Я очень быстро почувствовала вкус к личностным тренингам. Но на пику популярности выходили бизнес-тренинги. И друзья-коллеги позвали в свой бизнес. Рассудив, что тренер – он и в Африке тренер, я прочитала несколько книг, сходила на несколько тренингов и соорудила бизнес — программы. Что-то о продажах, о переговорах, о командах. Но все мои тренинги обязательно скатывались в «личку» — люди открывались больше, чем того требовала ситуация, откровенничали, плакали. Самый главный конфликт, с которым я не смогла справиться – задачи организации ( заказчика) шли в разрез с личностными потребностями и целями участников. И я ушла. На не паханное поле – в тренинги личностного роста.
Свой клиент. Это не случайно, что на любом тренинге продаж вас просят составить собирательный портрет вашего клиента – покупателя. От понимания, что это за человек, каковы его потребности, сколько он готов заплатить вам, как часто будет обращаться и, самое главное – где он обитает?! Мой клиент на настоящий момент обитает среди коллег-психологов, так как основные продукты – методические тренинги. Раньше это были молодые мамы, потом люди, меняющие свою профессию, люди, переживающие возрастной кризис и т.д. Меняются мои профессиональные интересы, вслед будут меняться и основные составляющие бизнеса – продукт, ниша, клиент. Но важно в каждый момент своей деятельности понимать, для кого ты это делаешь и зачем.
Ну, давайте поговорим о заблуждениях! Самое большое из них, на мой взгляд, что психологические услуги покупают те, кому НАДО. Зайдите в любое муниципальное учреждение, где существует ставка психолога – в школу, детсад, поликлинику, на биржу труда. Вы думаете – перед дверью специалиста выстроилась очередь? Отнюдь. Я согласна с предыдущим ораторам – «родителей лечить надо», но придут к психологу не те, кому надо, а те, кто ХОТЯТ. Это бесплатно, а платно – тем более. На мои тренинги для родителей приходили самые заинтересованные, а не самые замороченные и несчастные. Мало того – они избегали встречи со мной, когда я, будучи штатным сотрудником, имела намерения «причинить добро». Они решали свои проблемы своими, кустарными способами ( не всегда, скати, они были плохи) – советовались с подружками, соседками, вели ребенка к врачу, меняли «плохой» садик на «хороший». Резюмирую: психологические услуги продаются хорошо не там, где много людей с проблемами, а там, где много людей ЖЕЛАЮЩИХ улучшить качество своей жизни.
Еще одно заблуждение, что спрос формирует предложение. Где-то, конечно, это так. Но не в сфере психологических услуг. Коллеги, мы никому не нужны! Давайте раз и навсегда избавимся от мании величия – если психологи вдруг исчезнут, мир устоит, не рухнет. Потому, что человечество выработало огромное количество способов самовосстановления, развития, решения проблем. Все методы психотерапии подсмотрены из жизни – не находите? Жизнь лечит. Зачем же мы нужны тогда со своими услугами? Чтобы сэкономить время! И люди это поймут и оценят, и купят, и будут даже благодарны – если мы сделаем им достойное предложение и будем терпеливо, доступно объяснять, зачем им это надо. Кроме того:
— Сами будем носителями того поведения и образа жизни, который привлекателен. Ни меньше, не больше – психолог обязан быть счастливым, ну, или стремиться к этому.
— Будем транслировать психологические знания как поясняющие происходящее в жизни человека. Не советовать, что делать, а объяснять, что происходит. Это можно назвать «психологизацией жизни».
— Сумеем быть гибкими и работать на актуальное. Не могут психологи не реагировать на происходящее! Например, во время последнего кризиса, повлекшего за собой шквал увольнений, я сделала тренинг «Свой Путь» — о профессии как самореализации. И в это же время «реанимировала» менеджеров, которые вынуждены были делать эту работу и считали себя чуть ли не убийцами.
К сожалению, иногда случается горе от ума. Образованные и знающие «как надо» именно так и начинают строить свой бизнес. На мониторинге все и заканчивается – и бизнес, и деньги, и желание. А не обремененные этим знаниями медленно, но верно движут свое дело вперед. Не считать, а делать. Вернее – сначала – делать. Психологический бизнес нелогичен уже потому, что потребность выявить невозможно. О причине я писала выше. На мой субъективный взгляд, хорошо работает схема «первого выстрела». Я её усвоила, когда наблюдала пристрелку оружия в тире – первый выстрел делается фактически не целясь, а вот последующие корректируются относительно первого. Время, когда я начинала продавать свои психологические услуги –
середина 90-х. Мониторинг рынка показал бы, что людям еду покупать не на что, а не то, чтобы тратиться на такую «блажь». Но жизнь показала, что некоторые люди готовы сэкономить на хлебе, но получить от меня помощь.
Я не тратила на рекламу ни копейки (и сейчас этим фактически не занимаюсь). Реклама хороша лишь для разовых акций. В нашем бизнесе важны взаимоотношения. То есть если я прорекламирую и «сорву куш» — это не является гарантией того, что у меня это еще раз получится. Скорее — наоборот. Имидж сделать сложнее, чем рекламу, но именно этим и стоит заниматься. Я продавала не столько тренинги, сколько себя, как тренера. И я была эффективна только тогда, когда моя жизнь становилась иллюстрацией моих тренингов и консультаций. Родительский тренинг я вела потому, что мой собственный сын рос смышленым и развитым, «Психолог как продавец своих услуг» стал возможен после того, когда мои доходы стали ощутимы и видны. Я, как специалист, создаю вокруг себя информационное поле – пишу статьи, выступаю, сотрудничаю с организациями и изданиями, активно общаюсь с коллегами. Я открыта. Для психолога, который хочет быть востребованным – это важнейшее условие. А дальше – вопрос качества. Если оказанная тобою услуга изменила что-то в жизни человека – он этим поделится, будьте уверенны. И «клеймо мастера» окажет большее влияние, чем буклет, банер или слоган.
В начале статьи я говорила о необходимости мотивации на зарабатывание денег. Но вторая составляющая – интерес и вера в то, что ты делаешь. «Рубить капусту», конечно, можно, можно последовать совету и искать то, что оплачивается. Но все это «от лукавого» — пройдет время и поймешь, что за эти деньги заплачена непомерно высокая цена в виде цинизма, неверия в то, что делаешь, раздражения на клиентов, усталости. Идея больше, чем бизнес, я в этом уверена. Если деньги первичны, займись чем-то другим, не надо быть психологом. Есть блестящие бизнес – тренеры и не менее талантливые тренеры, работающие в сфере личностного роста, замечательные консультанты и диагносты. И деньги, и проблемы есть тоже везде. Ничего определенного – все субъективно.
Ну, вот мы дошли до еще одной составляющей успешного бизнеса – в чем твоё ноу-хау? Чем ты отличаешься от тех, кто уже на рынке, кто успешен, у кого много клиентов. Любой бизнес требует творческого подхода, а наш уж и подавно. Как-то я вела тренинг продаж (случалось у меня и такое) в одной компании, которая торговала всякой розницей. Участники – мужчины, собаку съевшие на продажах, отнеслись ко мне с нескрываемым недоверием, мол, чему ты можешь еще нас научить! Мой аргумент: если я умудрилась продать такой непонятный продукт как психологический тренинг на Камчатку (а дело было там) и в это время (конец 90-х) вашей конторе …. Вообщем, поверили. А удалось мне это сделать потому, что наряду с многочисленными тренингами продаж, сделанными, как под копирку, мой назывался «Продавец как психолог» и строился совсем на других принципах, чем натаскивание навыков. Потому и продавался.