Характер и характеристика.
О чем бы мы не рассказывали – мы рассказываем о себе. Может быть, большинство «молчунов» стали именно таковыми, потому, что боятся что-то сболтнуть о себе и это им повредит? В этих опасениях есть рациональное зерно.
Для этого упражнения понадобятся три видеозаписи:
— Одна – с любой историей от первого лица
— Две – с записью двух разных историй одного рассказчика.
Цель: Развивать умение слышать информацию о рассказчике – характеристику и особенности характера. Способствовать осознанности в работе со своими историями.
Ход:
1 Просмотр видеоролика одной истории. Совместно определить, ориентируясь на содержание, детали, интонации, намеки и т.д.
Характеристику – то, что становится ясно слушателям о рассказчике: возраст, образование, профессия, интересы, семейное положение, особенности уклада жизни, планы и т.д. То есть под характеристикой будем понимать объективно существующие, упоминаемые в рассказе факты.
Характер – то, что транслирует рассказчик, явно не называя: темперамент, чувства, мировоззрения, конфликты, надежды, разочарования, ценности и т.д.
2 Вопросы:
— Какие чувства у вас вызывает рассказчик?
— Взаимосвязь содержания истории и индивидуальных особенностей рассказчика – что помогает, что мешает?
— Какая информация, на ваш взгляд, была лишняя и чего не хватало?
3 Участники делятся на две подгруппы, желательно, разойтись в разные помещения. В каждой подгруппе просматривается видеоролик с историей одного и того же рассказчика. После просмотра подгруппа составляет список «Характер и характеристика».
4 Сравнение списков двух подгрупп, составленных на одного и того же рассказчика.
Вопросы:
— Что, как рассказчик, ты хочешь донести, а что скрыть о себе?
— Какие способы для этого используются?