Руководство на потенциалах.
Ролевые игры очень популярны на учебных тренингах. При помощи этого метода можно не только исследовать или сформировать поведение, коснуться более глубокой области психики – чувств, установок, но и внести интерес и оживление в обучение. Предлагаемое упражнение проводилось на личностном тренинге для руководителей. Тема эмпатии и эмоционального интеллекта в руководстве – это прежде всего умение быть живым человеком, понимающим и уважающим своих сотрудников, но при этом учитывающим то, что называется «интересами дела». Каждый сотрудник умеет что-то делать хорошо, а чего-то избегает, какая-то работа приносит ему удовольствие, а какая-то – мучения или скуку. Руководство на потенциалах – это знание деловых и личностных особенностей своих сотрудников и их умелое использование. В этом случае выигрывают все – и сотрудники, и руководитель, и дело.
Цель: Развивать навыки эмоционального руководства с опорой на потенциалы и особенности сотрудников.
Организация: Помещение для ролевой игры должно быть достаточно просторным, количество участников – кратное пяти. Понадобятся: воздушные шары 10-15 шт., скотч бумажный, нитки, цветная бумага, фломастеры.
Длительность проведения: 35-40 мин (зависит от кол-ва участников)
Организация:
1 Разделить группу на подгруппы по 5 человек. В каждой подгруппе надо будет выбрать руководителя.
2 Участники группы будут играть роли сотрудников, соблюдая заданные условия:
— «Безногий» — на протяжении всей игры он сидит на стуле, самостоятельно передвигаться не может.
— «Слепой» — на глаза завязывается повязка.
— «Глухонемой» — не слышит словесных обращений и не общается при помощи слов.
— «Безрукий» — во время игры держит руки за спиной.
3 Каждая подгруппа получает задание, на выполнение которого отводится 10 мин:
Например: украсить помещение воздушными шарами;
Изготовить поздравительные открытки и повесить их на стены;
Составить букеты и расставить их на подоконники и т.д.
Важно, чтобы задания были равнозначны по сложности исполнения и имелось все необходимое для их выполнения. Все подгруппы работают одновременно.
4 Группа выполняет задание под руководством выбранного руководителя. Тренеру важно следить не только за стратегиями управления и эмоциональным состоянием участников, но и за тем, чтобы не нарушались условия.
Вопросы к шерингу:
К руководителям:
— Как вы оцениваете результаты работы?
— Что в вашем руководстве было эффективным и какие ошибки вы допустили?
— Что вы чувствовали в процессе упражнения, чем вы руководствовались ?
К сотрудникам:
— Использовались ли ваши возможности на 100% ?
— Какие методы руководства были вам приятны и способствовали делу? Какие — нет?
— Какие чувства вы испытали во время упражнения?