Неожиданный звонок.
Чувства и состояния мотивируют наше поведение. Но, если поведение можно наблюдать и контролировать, с чувствами это сделать сложнее. Две или несколько фундаментальных эмоций, часто возникающие у человека, могут формировать эмоциональные черты личности:
— Тревожность;
— Депрессия;
— Любовь;
— Враждебность.
По нашим поведенческим реакциям и мыслям можно с большой долей вероятности судить о наличии эмоциональной черты личности или о ситуативном состоянии, которое оказывает влияние на жизнь.
Цель: Способствовать выявлению эмоциональных черт личности через поведенческие реакции и спонтанно возникающие мысли.
Организация: Можно во время визуализаии включить тихую, спокойную музыку.
Длительность упражнения: 20-30 мин.
1. Предложите участникам сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза.
«…Представь себе , что ты находишься дома в одиночестве. Тебе хорошо и комфортно. Ты занимаешься любимым делом или просто отдыхаешь. За окном идет дождь, ветер стучится в стекло, а дома уютно и тепло…Неожиданно раздается телефонный звонок! Какая мысль возникла в твоей голове? Чей голос ты ожидаешь услышать в трубке? Какую новость он тебе сообщит? Что тебе хочется сделать в этот момент?…»
2 Предложите участникам открыть глаза и записать ответы на вопросы, которые только что прозвучали.
3 Попросите 3-4 человек рассказать о своих мыслях и чувствах.
4 Дайте информацию о эмоциональных чертах личности и их видах:
— Тревожность; Человек, с преобладанием этой черты скорее всего испугается неожиданного звонка и решит, что ему хотят сообщить неприятную новость или вообще сказать о трагедии.
— Депрессия; Мысли этого человека будут тоже не радужные, но основным чувством будет печаль и тоска.
— Любовь; Спектр чувств – радость, нежность, предвкушение удовольствия. Ожидание, что звонит кто-то родной, близкий, любимый.
— Враждебность. Звонок скорее всего вызовет раздражение, человек настроится на то, чтобы скорее отделаться от звонящего, или будет готов к словесной потасовке.
Вопросы к шерингу:
— Ваша реакция на звонок и какое отношение это имеет к вашей личности?
— Как часто вы испытываете подобные чувства ?
— Является ли это состояние проблемой?
— С чем оно связано?
Важно дать понять участникам, что их выводы о себе не оцениваются и не осуждаются. Впрочем, это важно не только в этом упражнении…