Путешественник и сталкер.
Модификация известного упражнения «Слепой и поводырь», которую можно использовать для исследования стратегии сопровождения клиентов людьми помогающих специальностей: педагогами, психологами, социальными работниками, врачами , тренерами, репетиторами и т.д.
Цель: Исследовать стратегическую модель сопровождения, ресурсы и ограничения. Способствовать формированию своего «профессионального почерка».
Организация: Группа 12-18 человек. Пространство для перемещения, препятствия в виде стульев, подушек, покрывал и т.д. Музыка.
Длительность : ок 40 мин.
Ход:
1 Группа делится на две подгруппы и каждая из них встает на противоположные стороны комнаты.
2 Инструкция: «Наши две группы – это путешественники и сталкеры. Первые из вас хотят совершить это путешествие, но не смогут обойтись без проводника. Символикой этого будут закрытые глаза. Сталкеры – вы хорошо знаете маршрут и проведете по нему путешественника. Вы будете сами выбираеть, как и где его провести, обязательных условий будет только два: не разговаривать и закончить свое передвижение у противоположной стены. Вести вы будете по очереди: один из сталкеров подходит к путешественнику (любому) и ведет его. После прохода первой пары идет вторая и т.д. В конце первой части упражнения все вы должны стоять у одной стены»
3 Перемещение в парах.
4 Обсуждение в парах. Сначала делится путешественник. Он дает обратную связь по поводу комфортности и полезности этого перехода: скорость передвижения, баланс поддержки и самостоятельности, доверие. Сталкер проговаривает стратегию и тактику своих действий.
5 Подгруппы меняются местами. Все повторяется заново. Сталкеры могут выбрать тех путешественников, которых захотят.
6 Обсуждение в парах.
7 «Теперь давайте представим, что все здесь происходящее – метафора нашей профессиональной деятельности. Мы точно так же проводим своих клиентов из точки А в точку Б, оказывая им поддержку, помогая, обучая, леча… Каждый из вас вел клиента по-своему, транслируя свой профессиональный почерк».
Вопросы к шеррингу:
1 Какие чувства вызвало упражнение и с чем они связаны?
2 Если воспринимать эти действия, как вашу профессиональную стратегию ведения клиента (ученика, пациента), что это может означать?
3 Как вы осуществляли выбор путешественника и какое это имеет отношение к ориентации на клиента?
4 Какую вы получили обратную связь и что она для вас означает, если применять её к профессии?
5 Когда вы были путешественником, какие потребности вы хотели удовлетворить и получилось ли у вас это?
В процессе обсуждения важно показать, что не бывает хороших и плохих стратегий, важно осознавать свои намерения, возможности и ориентироваться на тех людей, которым именно это надо.