Детская тюрьма.
Метафора тюрьмы как символ несвободы и зависимости. В контексте этого упражнения – зависимости от установок, позиций, сложившихся в жизни. Мы зачастую не отдаем себе отчета в том, как образ жизни наших родителей, их слова и поступки продолжают влиять на нашу настоящую жизнь. Нельзя однозначно говорить, что это плохо: опыт детства во многом полезен и нет причин сомневаться в правильности того, чему учили родители. В этом случае мы имеем дело с рациональными установками. Но встречается и другой вариант, когда установки детства не соответствуют действительности и наносят вред развитию.
Цель: Исследование мировоззренческих установок, вынесенных из детства, их анализ. Работа с иррациональными установками.
Организация: несколько этапов, которые будут по разному организованы. Кроме этого понадобятся листы бумаги – по 2 на чел, фломастеры, скотч.
Длительность упражнения: 1- 1.5 часа.
1. Организовать работу в двух кругах по типу «Карусели»- внутренний и внешний круг, разговор в парах (2-3 мин.), смена пар.
Темы бесед:
— Как в моей детской семье родители относились к своей работе?
— …………………………………………………….. к деньгам?
— ………………………………………………………к старшим (старикам) и младшим?
— ………………………………………………………. К любви и сексу?
— ………………………………………………………. к дружбе?
— …………………………………………………………к порядку в доме? и т.д.
2. Предложить каждому участнику составить список утверждений «Моя мама меня учила, что…». Объясните,
что эти утверждения могли не звучать из уст родителей, но их поведение и образ жизни свидетельствовали именно об этом. На этом этапе анализировать утверждение и определять их правильность не следует.
3. Анализ утверждений:
— Как эти мировоззренческие установки влияют на вашу жизнь?
— Какие из них являются рациональными (субъективно верными) или иррациональными ( неверными) ?
— Выявите ту установку, которая является для вас иррациональной, но вам очень трудно от нее отказаться?
Сформулировать и записать крупными буквами на листе одну установку, с которой хочется поработать. Необходимо, чтобы формулировка была очень конкретной: «Всегда помогай слабым», «Порядок в доме — обязанность женщины», « Деньги зарабатываются тяжелым трудом» и т.д.
4 Все участники садятся на пол к круг. Их огораживают стульями, спинками внутрь. На каждую спинку приклеиваются скотчем листы с написанными на них установками. Дайте возможность участникам молча посидеть в кругу и ощутить влияние написанного. Напомните про метафору тюрьмы — установки стали для вас решетками, которые ограничивают свободу.
5 Попросите ответить на вопрос:
— К каким последствиям приводит следование этой установке? («Всегда помогай слабым — люди «садятся на шею», просьбы превращаются в требования, не остается времени на себя…)
7 Сформулировать новое утверждение, которое будет являться рациональным. При необходимости объясните людям, чем отличаются иррациональные установки от рациональных: обычно это установки долженствования, отличающиеся своей категоричностью. Помогите перевести их в установки предпочтения или заменить на противоположные.
( «Всегда помогай слабым»- «Я предпочитаю помогать тому, кто простит помощи, если это не вредит моим интересам»)
8 Новая установка записывается на листок и она является для участника «пропуском на свободу». Старая установка уничтожается. Таким образом, участники по одному будут выходить из круга, пока он не опустеет.
В ходе этого упражнения проделывается много анализа и звучат выводы. По этому, шеринг можно ограничить одним вопросом:
— Какой опыт я получил в этом упражнении и как он может отразиться на моей жизни?