Вернисаж достижений.
В работе с низкой самооценкой очень важно сделать ревизию своих достижений. Зачастую люди склонны к недооценке того, что ими достигнуто, воспринимают успехи в работе, рождение детей, отличные дипломы и просто свои умения, как нечто должное, то, что может сделать каждый.
Цель: Способствовать восстановлению чувства самоуважения через осознавание своих достижений. Развивать умение рассказывать о своих умениях и достижениях.
Организация: Начало упражнения – визуализация, проводится лежа на полу. Продолжение – рисование, можно провести там же, или предложить участникам вернуться на стулья.
Для упражнения понадобятся покрывала по кол-ву участников, бумага для рисования, карандаши, бумажный скотч, паспарту (желательно), музыка для визуализации.
1 Текст визуализации:
Представь себе, что ты приходишь на выставку, где собраны очень ценные и прекрасные вещи, фотографии, картины. Она организована в прекрасном месте и занимает несколько залов. Ты поднимаешься по парадной лестнице и у входа замечаешь свою фотографию. Надпись под фотографией означает, что это выставка твоих достижений. Тебя встречают, как самого долгожданного гостя, тебя окружают родные, близкие тебе люди, друзья, сослуживцы и те, с кем тебе довелось встречаться в самых разных местах. Кого-то ты сразу узнаешь, кого-то нет. Эти люди организовали выставку в честь тебя, и ты становишься первым её посетителем. Все экспонаты выставки подписаны, и можно без труда узнать, о каком твоем достижении идет речь. Может что-то тебе покажется малозначительным и недостойным внимания, может что-то тебя удивит, а что-то порадует. И вот, ты проходишь в первый зал. Он называется «Моя семья». Осмотри, что выставлено в этом зале? О чем рассказывают надписи под экспонатами? Какой экспонат кажется тебе наиболее значимым? Ты идешь дальше и приходишь в зал «Моя работа». Картины, предметы, фотографии…Может быть, здесь есть письма и подарки от тех людей, с кем пересекались твои профессиональные пути, тех, кто с благодарностью вспоминает тебя, как специалиста. Твоим достижением являются все деньги, заработанные тобой. Представь себе самые значительные покупки, которые были сделаны на эти деньги – они тоже размещены в этом зале. Ты идешь дальше и приходишь в зал «Мои умения». Ты и не догадывался, как много, оказывается, ты умеешь! От скромного рукоделия до умений, которые сложно представить в материальном воплощении: умения дружить, любить, хранить верность, веселиться и искренне сочувствовать. Это тоже достижения – достижения твоей души. Представь их в виде экспонатов на выставке. Есть еще другие залы, и у тебя есть время походить по ним…Какой экспонат тебе показался самым важным на выставке? В этой экскурсии тебя сопровождают люди – те, кому ты дорог и кем любим и уважаем. Это тоже твое достижение – достижение взаимоотношений…Ты возвращаешься назад, еще раз осматривая экспозицию. Благодаришь своих друзей за этот сюрприз…
2 В парах рассказать о том, что было увидено и прочувствованно.
3 Предложите участникам нарисовать один экспонат выставки – то, что больше всего запомнилось и показалось важным. Очень желательно все рисунки поместить в паспарту.
4 Рисунки вывешиваются на стену и организуется экспозиция : «Самые замечательны достижения нашей жизни».
5 Каждый участник по очереди становится экскурсоводом. Он должен очень подробно и детально рассказать о своем экспонате.
Шеринг:
— Какие чувства вызвало упражнение и почему?
— Удалось ли заполнить залы экспонатами своих достижений? О чем говорят ваши достижения?
— Что из рассказанного другими людьми вызвало самые сильные чувства – удивило, восхитило, порадовало?