Страшный сон.
Сны, как известно, выполняют терапевтическую функцию: неосознаваемые или очень сильные переживания, которые вытесняются сознанием, приходят к нам во снах. Сновидец может пережить страх и даже ужас, но его психика при этом получит снятие напряжения. Образы сна могут так же нести важную информацию о потенциалах , которые могут способствовать избавлению от страхов.
Цель: Способствовать снятию тревожности через рисование страшных образов и проговаривание страхов. Формировать ощущение преодоления страхов, нахождение способов работы с тревожностью.
Организация:
Упражнение лучше проводить лежа на полу, но при этом должно быть готово все для рисования: краски, карандаши, бумага. Визуализация проводится под музыку. Характер музыки для первой картинки должен быть спокойный, но с нарастанием напряжения. Во время рисования первого рисунка музыка не выключается, она просто приглушается. Вторая картинка представляется и рисуется в сопровождении позитивной, светлой музыки.
Длительность упражнения – 45-50 мин.
1 Предложите участникам приготовить все необходимое для рисования и лечь.
2 Текст визуализации:
«…Представь себе, что ты укладываешься спать. Ты совершаешь свой привычный ритуал, укладываешься в свою постель, выключаешь свет. Какое- то время ты лежишь с открытыми глазами, видишь обстановку своей комнаты, слышишь привычные, приглушенные звуки, которые доносятся с улицы, чувствуешь приятную тяжесть своего одеяла, поверхность подушки…Постепенно веки твои опускаются, ты укладываешься поудобнее и погружаешься в сон.
В начале перед твоим взором мелькают неясные образы, но постепенно они становятся четкими и узнаваемыми. Ты начинаешь понимать, что сон твой тревожный, в нем происходит то, чего ты боишься на самом деле. Твой реальный страх ожил и пришел к тебе во сне… События сна разворачиваются, и, в самый ужасный момент ты резко просыпаешься и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, среди ночи, сердце твое гулко стучит, и ты заново переживаешь весь ужас своего сна…»
3 Участники рисуют на тему «Мой страшный сон». Во время рисования они не разговаривают и не перемещаются по комнате. После того, как рисунки будут закончены, предложите опять лечь и закрыть глаза.
4 Текст визуализации:
«…Постарайся вернуться в состояние своего страшного сна. Представь себе все происходящее…Но, в тот момент, когда должно произойти самое ужасное, твой сон неожиданно меняется. Что-то происходит такое, от чего ужас отступает, и сон становится спокойным и даже радостным. Ты участвуешь в этих событиях, досматриваешь свой сон до конца и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, твоя комната залита солнечным светом, наступило утро. Ты лежишь и вспоминаешь, какой необычный сон тебе приснился…»
4 Предложите нарисовать участникам счастливый конец страшного сна. Если есть возможность, то лучше сделать это на том же листе, где нарисован первый рисунок. Если нет – на другом.
5 В парах участники рассказывают о том, что они нарисовали и о том, что они себе представили.
Вопросы к шерингу:
— Какие чувства вы пережили во время упражнения?
— Удалось ли «переиграть» свой сон? Каким образом?
— Какое отношение имеет это к вашей реальной жизни?
В качестве аналитического продолжения, можно рассказать, что наши поведенческие реакции на ситуации страха могут быть трех видов:
1 Замереть (ждать помощи из вне);
2 Убежать ( звать на помощь);
3 Напасть ( помочь себе самостоятельно).
В зависимости от того, какое продолжение придумано в страшном сне, можно с большой долей вероятности судить о типичных поведенческих реакциях человека. Хорошо это или плохо – решает каждый сам для себя. Но, чем более разнообразны мы в выборе поведения, тем более приспособлены к жизни и неуязвимы.