Необитаемый остров.
Это упражнение можно предложить в группах, находящихся на разных этапах становления. В зависимости от этого будет меняться и цель. Вначале — исследовательская, позже – формирующая или даже ритуальная.
На этапе знакомства и установления взаимоотношений, участники транслируют ожидания в отношении друг друга основанные, как правило, на переносах. Именно это и предстоит выявить и осознать.
Цель: Исследовать ожидания в отношении каждого участника группы, возлагаемой на него социальной роли.
Организация: Все, необходимое для рисования: краски, кисти, карандаши. Формат листа такой, чтобы на нем смогли рисовать все участники.
Продолжительность: 35-40 мин.
1 Все участники группы пишут на листочках свои имена. Листочки становятся жребиями – каждый тянет один и оставляет в секрете, чье имя ему досталось. Если вдруг попадется свой листок, необходимо его поменять.
2 Инструкция:
Представьте себе, что вы группой попали на необитаемый остров. Вам предстоит здесь жить. Предлагаю вам нарисовать, чем вы будете заниматься. При этом каждый из вас изображает того, чье имя ему досталось. Подписывать рисунки, конечно же, не надо и раскрывать инкогнито тоже.
3 Предложите участникам во время рисования не общаться, взаимодействовать только через рисунок.
4 Рассматривание полученной картины. Каждый участник пытается угадать где он изображен и приводит аргументы, поч6ему он так думает.
5 Авторы рассказывают, кого они изображали и почему именно в таком виде и за этим занятием.
Шеринг:
— На что вы ориентировались – свои взгляды, наблюдения, мысли, чувства, когда рисовали участника группы?
— Как вы думаете, почему вас изобразили именно так?
— Какие чувства вызвало упражнение?
— Что вы поняли о себе, как участнике группы? Какие ожидания у окружающих вы сформировали и почему?