Наши детские утраты.
Любая трагедия прошлого компенсируется только тогда, когда человек поймет и примет её, как урок. Вслед за переживанием должно произойти качественное изменение личности. В работе с детскими трагедиями – это еще и снятие вины за происшедшее с людей, которые вольно или случайно причинили боль. Перед упражнением очень важно договориться, что, в контексте этой работы, понимается под детской утратой.
Цель: Исследовать утраты собственного детства, их влияние на нынешнюю жизнь, смысл и скрытые уроки. Способствовать принятию трагедий детства, отпусканию обид, снятию эмоционального напряжения.
Организация: Упражнение может быть выполнено индивидуально или в парах. В этом случае партнер выступит в роли собеседника, и будет задавать вопросы. Понадобится свободный стул и все, необходимое для лепки (глина или пластилин). Во время работы уместно будет включить музыку.
Длительность: 30-40 мин.
Ход:
1 Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и припомнить детскую утрату:
«Вспомни случай или событие твоего детства, которое можно отнести к утрате.
Постарайся воспроизвести в памяти детали происходящего и все, что происходило в тот момент с тобой. Припомни свое детское переживание – свои чувства, свои мысли, своё поведение и поступки. Может быть, воспоминание стерлось из твоей памяти, и ты знаешь лишь о факте утраты. Представь себе, что могло происходить с тобой, когда это случилось.»
2 Участникам предлагается слепить из глины (пластилина) символический образ своей детской утраты.
3. Работа в парах: Один из участников рассказывает о своей утрате от лица ребенка, которым он был на тот момент. Затем он пересаживается на пустой стул и становится той самой утратой. Дальше диалог ведется от лица символа с собеседником, сидящим напротив. Он должен задать вопросы, направленные на понимание сути и смысла утраты:
— Почему ты пропал (уехал, исчез, потерялся, умер)?
— Чему ты хотел научить …(имя)?
— Зачем ты причинил … боль и заставил его страдать?
— Что хорошего в том, что ты пропал? И т.д.
3 Участники меняются ролями.
4 Из того же куска глины надо слепить образ приобретения – символ полученного урока.
Шеринг:
— Какие чувства вы пережили во время упражнения?
— Удалось ли найти смысл в утрате и в чем он?
— Какие качества личности сформировались в тебе, благодаря этой утрате?
— К чему привело это событие?
— Что означает образ обретения?