Мой ребенок.
Это упражнение относится к проективной арт — терапии. Отличие от теста заключается в том, что оно является эвристическим, то есть человек сам делает выводы, интерпретирует нарисованное. Образ выбран не случайно: через изображение ребенка в образе растения с большой долей вероятности можно судить о субъективных особенностях восприятия и воспитания ребенка. Кроме того, упражнение вызывает у родителей большой интерес – возможность исследовать самого себя, своё поведение в отношении ребенка. Наблюдайте за процессом рисования, он тоже станет предметом обсуждения. Очень часто люди смущаются — «Я не умею рисовать». Скажите, что в этом упражнении умение рисовать может даже помешать, и чем дальше человек уйдет от художественных штампов, тем лучше.
Цель: Исследование особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание. Способствовать оздоровлению детско-родительских отношений.
Организация: Все необходимое для рисования: бумага, карандаши, мелки. Если в группе присутствуют мама и папа одного ребенка, предложите им сесть подальше друг от друга. Во время рисования включите негромкую, спокойную музыку.
Длительность упражнения: 30-40 мин.
1 Предложите участникам нарисовать своего ребенка в образе растения. В инструкцию не стоит включать какие-либо ограничения, пусть люди нарисуют такие растения, как им захочется — деревья, цветы, кустарник или домашние растения.
2 После того, как все закончат рисовать, предложите каждому по очереди рассказать о своем растении: что за растение? Где растет? Какое оно?
По ходу рассказа задавайте вопросы, направленные на конкретизацию деталей:
— Что может означать нераскрывшийся бутон?
На процесс создания рисунка:
— Я заметила, что вначале ты рисовала цветок в горшке, а потом стерла и нарисовала землю, почему?
Отношения и чувства:
— Тебе нравится это дерево? Почему оно вызывает у тебя тревогу?
3 Предложите участникам ответить на вопрос:
-Какое это имеет отношение к твоему ребенку?
4 Не исключено, что в процессе обсуждения кому-то из участников захочется исправить свой рисунок. В этом случае обязательно спросите, что его не устраивает, и что означают исправления:
-Если ты сделаешь цветочный горшок побольше, что это будет означать? А что это значит — предоставить свободу? Каким образом ты можешь предоставить свободу своему ребенку?
Вопросы к шерингу:
— Что нового я узнала о своем восприятии ребенка?
— Как это отражается на моем поведении и воспитании?
.По ходу упражнения обращайте внимание на состояние и чувства людей «здесь и теперь». Будьте готовы к тому, что у людей возникнут глубокие переживания, связанные с виной, стыдом, раздражением. Все рисунки необходимо сохранить, возможно, что родители еще захотят к ним поработать во время следующих встреч.