Мир глазами моего ребенка.
Данные упражнения хороши тем, что они сразу включают в себя исследовательскую, эвристическую задачу — понять что-то о своем ребенке; и формирующую — принять, позволить ребенку быть таким, какой он есть. С легкостью можно поменять тему — исследовать взаимоотношения с партнером, родителями и т.д.
Лучше всего проводить с родителями детей 9-15 лет, того возраста, когда обостряются разногласия и назревают конфликты непонимания.
Цель: Способствовать осознаванию родителем ценностей, потенциалов, проблем своего ребенка. Формировать принятие «иного взгляда», уважение к иному мировоззрению и поведению.
Организация: Изготавливать коллаж удобнее всего на полу. Понадобятся коврики, бумага для фона (формат А 2 ), журналы с картинками в большом количестве, ножницы на каждого, клей, карандаши. Во время работ включите негромкую музыку.
Длительность упражнения: 1 -1.5 часа.
1 Визуализация:
«…Представь себя на месте своего собственного ребенка. Представь, что тебе столько же лет…Постарайся почувствовать себя в теле ребенка…Прими ту же позу, которую часто принимает твой ребенок…Почувствуй одежду на своем теле…Посмотри на себя в зеркало. Нравится ли тебе, что ты там видишь? Устраивает ли тебя твоя одежда? О чем ты мечтаешь, когда смотришь в зеркало? А теперь осмотри свою комнату. Как ты себя чувствуешь в этой комнате? Какие вещи, предметы тебе особенно дороги? Что тебе не нравится? Если бы тебе позволили, что бы изменилось в твоей комнате?
Теперь ты представляешь себя вне дома…Куда ты идешь? С кем? Какое у тебя настроение? Чем ты любишь заниматься, когда уходишь из дома? Посмотри на город, который тебя окружает, на людей, на своих друзей. Какие чувства вызывает у тебя то, что ты видишь? Где ты любишь бывать? Сумей увидеть в своем воображении любимое место. А теперь те места, тех людей, те ситуации, которые тебе не нравятся, вызывают страх, злость, раздражение. Представь себе своих родителей…родных, близких тебе людей. Чем вы занимаетесь? Что ты делаешь вместе с родителями? Что ты при этом чувствуешь? Какой ты видишь свою маму? Своего отца? А теперь представь картинку, когда вы все счастливы, когда вам хорошо? Чем вы занимаетесь, где вы находитесь, как вы выглядите?
Представь себе, что тебе снится сон, и в нем исполняются твои самые заветные желания. О чем твой сон? Какие образы встают перед тобою?
Запомните все, что вы увидели…Когда будете готовы — откройте глаза…»
2 Участникам предлагают сделать коллаж « Мир глазами моего ребенка».
Правила изготовления коллажа:
— Работа делается из вырезок из журналов — картинок и надписей. Можно их компоновать в разных комбинациях, что-то дорисовать или дописывать.
— Во время работы желательно не разговаривать.
— Образы визуализации и картинки могут не совпадать, главное, чтобы бы совпадало общее настроение коллажа.
— Время изготовления коллажа- 45мин- 1 час.
3 Обсудить в парах работы:
— Раскрыть содержание, рассказать о своем отношении: нравится ли то, что получилось?
— Ответить на вопросы партнера
— Выслушать ассоциации собеседника по поводу коллажа.
— Поменяться местами.
Вопрос к шерингу:
— Что нового вы поняли из этого упражнения?
— Как вы относитесь к своей работе?
— Какое отношение это имеет к жизни?
— В чем различается ваше восприятие мира и восприятие вашего ребенка?
— Какие чувства и переживания у вас вызвала эта работа?
Предупреждение:
Обсуждение в парах делается для того, чтобы участники смогли описать и объяснить все образы. Во время общего шеринга избегайте описаний- в круг должны звучать выводы.