Сказочная экономика.
Какими только методами не учат специалисты зарабатывать деньги! И объясняя законы экономики, и обучая распределению доходов и вложений, и показывая наиболее типичные ошибки начинающим капиталистам. Все это, безусловно, важные знания. Но подчас не учитывается важный человеческий фактор – наше мировоззрение. И какими бы знаниями мы не обладали, правили, усвоенные с детства, зачастую берут свое.
Цель:
Исследование мировоззренческих позиций, лежащий в основе собственного финансового поведения; определение индивидуального профиля «богатство-нравственность»
Организация:
Группа делится на 4 подгруппы. Каждая подгруппа работает отдельно. Понадобятся 4 листа ватмана и маркеры.
Длительность упражнения : 30-40 мин.
Ход:
- Тренер объясняет, что основой этого исследования будет сказка «Буратино», в которой ярко проявились четыре разные позиции в отношении заработка и траты денег. Их представителями являются Буратино, папа Карло, лиса Алиса и кот Базилио и Карабас – Барабас. Каждая подгруппа будет исследовать взгляды одного героя.
- Инструкция:
В своей подгруппе обсудите финансовое поведение своего героя. Вспомните его поступки, высказывания, взаимоотношения. Целью вашей работы будет составление списка убеждений – установок этого персонажа.
Например: Буратино с легкостью расстался с азбукой, чтобы попасть на представление. Его позиция может быть сформулирована так: «Деньги надо тратить не задумываясь» и «Деньги нужны, чтобы получать удовольствие». Пусть вас не смущает, что какие-т о установки вы «додумываете» за своих героев – для нашего исследования важны типажи, а не строгое соответствие литературному произведению. Постарайтесь выйти за рамки сказки, найти подобных героев в жизни и изложить их взгляды.
3 Работа в подгруппах. Все установки записываются в столбик на листе ватмана. Их должно быть 8-12.
4 Представители от каждой подгруппы дают пояснения по своим спискам. Листы вывешиваются на стену.
5 Каждому участнику предлагается выписать те установки, которые оказались им близки, по которым они живут. На этом этапе важно подойти к работе безоценочно и максимально объективно.
6 Анализ индивидуальных списков, их пояснение: как появляются в поведении эти установки и откуда они взялись – разговор в парах.
7 Тренер дает пояснение, что выбранные персонажи являются яркими представителями финансового поведения по показателям «Бедность – богатство» (Папа Карло и Карабас –Барабас) и «Честность – нечестность» (Буратино и лиса с котом). Желательно на доске графически показать четыре поля, которые образуются в результате пересечения осей. Предложить участникам определить, к какому профилю они больше тяготеют и какие установки на это указывают.
Шеринг:
— Что нового вы узнали о своих взглядах и как это отражается на поведении?
— Как вы оцениваете установки с точки зрения эффективности и неэффективности?
— На кого из персонажей вы больше похожи в своих взглядах?
— Чьи взгляды вы транслируете, какова история их возникновения?