Сайт » Упражнения для тренингов. » Аналитические упражнения » Работа и стресс.

Работа и стресс.

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду , а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. Прежде чем начать бороться со стрессом, необходимо понять, что именно вызывает это состояние. Кроме того, ситуация стресса может носить объективный характер – тогда, когда человек ничего не в силах изменить, и существует лишь один выход – менять работу; и субъективный стресс – когда мы можем повлиять на свои чувства, изменить ожидания или перестроить поведение.

 

Цель: Способствовать осознаванию стрессогенных факторов, связанных с организацией и содержанием работы. Анализ ситуации и определение степени своего влияния на ситуацию.

 

Организация: На каждого участника – распечатки «Факторы стресса»

 

Длительность упражнения: 20-30 мин.

 

1 Предложите участникам изучить список возможных факторов стресса:

 

 неуверенность в завтрашнем дне – страх потерять работу в следствии недостатоной квалификации, возраста, конкуренции и т.д.

 

 невозможность влиять на свою работу – ощущение, что ты отвечаешь за то, на что не можешь повлиять, зависимость своего собственного результата от работы других и случайных обстоятельств. Нестабильность в объеме работы.

 

 

 характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, монотонность, однообразие, отсутствие творчества, или, напротив, необходимость постоянно что-то придумыать. Характер работы не соответствует индивидуальным особенностям : интересам, темпераменту, особенностям мышления.

 

 ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – необходимость совмещать «рабочие» и «личностные» роли: специалиста и друга, начальника и спасателя, работника и миротворца. Любые ситуации, связанные с нарушение взаимоотношений в коллективе.

 

 

 специфическая организационная структура – двойное подчинение, для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей; отсутствие руководства; несогласованность в работе отделов и т.д.

 стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз, авторитарность, жесткость, или, напротив – попустительство, отсутствие едиых требований, зависимость от настроения.

 Плохие условия труда – шум, некомфортная температура, скученность сотрудников, режим работы, грязь, неудобное рабочее месть и т.д.

 

2 Предложите проранжировать факторы по степени влияния : от «1» — почти не влияет, до «5» — влияет очень сильно, вызывает стресс.

 

3 Обсуждение в кругу или в парах с пояснениями и конкретизацией.

 

4 Если участники называют факторы, которые не присутствуют в списке, можно дополнить и так же определить степень влияния.

 

5 Беседа: «Самые стрессогенные для меня факторы и как я могу это изменить?». В процессе беседы важно, чтобы были определены конкретные шаги по выходу из стресса. Например: « Страх потерять работу – убедить себя в несостоятельности страха, повысить валификацию, продумать, чем еще можно заниматься и зарабатывать себе на жизнь, поговорить с начальством и выяснить намерения и т.д.»

 

Вопросы к шерингу:

— Как я могу влиять на стрессовые ситуации, связанные с работой?

— Какое мое поведение, взгляды на жизнь, чувства провоцируют попадание в стрессовые ситуации?

 

 


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com