Моё имя.
Самая вредная иллюзия – это восприятие себя целостным и неделимым. Так учит психосинтез. Все мы транслируем поведение и состояния, принадлежащие множеству субличностей. Чем больше субличностей понято и принято, тем больше гармонии в душе, и тем выше социальная адаптация человека. Учиться быть разным – значит узнавать свою многогранность. И не случайно, каждое человеческое имя имеет много вариантов. От этого и будем отталкиваться в своем исследовании.
Цель: Исследовать варианты собственного имени, отношение к ним. Рассмотреть субличности, активизирующиеся разными вариантами имени, способствовать их принятию.
Организация: Каждому участнику понадобятся ручка и бумага для записей.
Длительность: 30-60 мин ( в зависимости от кол-ва участников)
Ход:
1 Предложите участникам написать в столбик все варианты своего имени, которые они могу вспомнить. Например: Саша, Александр, Сашка, Сашуля, Шура, Шурик, Сашенька, Саныч.
Важно, чтобы были написаны те модификации, которые человек когда-либо слышал в свой адрес.
2 Напротив каждого варианта имени написать вариант ситуации, места и человека, от которого его можно было услышать. Например: « Сашуля – бабушка будила утром на даче; Саныч – сослуживцы в неформальной обстановке…ит.д.»
3 Следующий шаг – описание одежды, которая ассоциируется с каждым вариантом имени. Например: « Александр – деловой костюм; Шурик – джинсы, кепка…». Ассоциации помогут лучше понять состояние и поведение субличности.
4 Участники садятся парами и делятся полученным материалом. В беседе надо выяснить самые принимаемые и комфортные варианты имени и самые отвергаемые.
5 Каждый желающий выходит на центр круга и представляется каким-либо вариантом своего имени. После этого он демонстрирует поведение и рассказывает о себе от лица именно этой части своей личности. Участники могу задавать ему вопросы, связанные с его представлением, обращаясь по имени.
6 Если участников не много, можно предложить «продемонстрировать» несколько имен и состояний.
Шеринг:
1 Что нового вы поняли о себе в результате выполнения этого упражнения?
2 Каких вариантов имени у вас больше: принимаемых или отвергаемых? Что попало в отвергаемые и почему?
3 Какие части вашей личности стоят за вариантами имени и где они проявляются?
Это упражнение очень многогранно и вопросов может быть намного больше. Важно, чтобы беседа вела к принятию и синтезу различных частей личности.