Бедность и богатство.
Данное упражнение будет уместным на любом личностном тренинге, где поднимается тема «Деньги», как предмет личностного исследования.
Цель: Исследование восприятия своего материального благосостояния, отношения к деньгам, как способу реализации желаний и возможностей; ограничивающих убеждений, мешающих повышению материального уровня.
Осознавание потребностей, ценностей.
Организация: Упражнение требует достаточно большого помещения.
Длительность упражнения: 30-40 мин.
1 В помещении обозначаются две пространственные зоны — одна стена будет символизировать абсолютное богатство, противоположная- бедность. Участникам предлагается представить, что для каждого означает то или иное материальное состояние. «Что значит для тебя быть бедным? Как ты представляешь свой собственный предел бедности? Был ли ты когда-то в этом положении?». Подобные вопросы относительно богатства. Вопросы задаются всей группе, но ответы не озвучиваются.
2 Участникам предлагают занять место в пространстве, которое соответствует их настоящему материальному состоянию. Опять звучат вопросы: «Почему ты занял именно это место? Как ты себя здесь себя чувствуешь? Что означает это место- твои деньги и то, на что ты их тратишь и что имеешь, благодаря им?». Ответы не озвучиваются.
3 Участникам предлагают разделиться на пары. Один из пары начинает продвигаться в сторону полюса бедности, озвучивая при этом, чего он лишается с каждым шагом. Второй-дублер, идет рядом и запоминает все, что говорит его партнер. Когда они доходят до стены, дублер озвучивает все, что он услышал. Затем они меняются местами.
4 Участники опять возвращаются в исходную позицию- уровень на сегодняшний день. Вся процедура повторяется в сторону «полюса богатства».
Вопросы к шерингу:
— Какие чувства вы испытывали по ходу выполнения упражнения?
- Что для вас «бедность», в чем она проявляется?
- Что для вас «богатство», в чем проявляется?
- Где бы вы хотели оказаться, в каком месте между этими полюсами и почему вы еще не там?
- Что нового вы узнали о себе из этого упражнения?
Усложнение:
Все участники выстраиваются вдоль стены «бедности» и по очереди произносят фразу «Бедным быть хорошо, потому, что…» . Каждый заканчивает фразу своим аргументом.
То же самое у стены «богатства»- «Богатым быть плохо, потому, что…» . Таким образом исследуются мировоззренческие установки, мешающие человеку двигаться в сторону повышения своего благосостояния.