Сайт » Мои публикации » Зарисовки » ДОГВИЛЬ

ДОГВИЛЬ

(психотерапевтическое письмо другу по поводу фильма)

Однозначно невозможно, да и к чему? Первое впечатление: фильм-схема, и по форме, и по содержанию.

Начну с формы, это на поверхности. Замысел, должно быть такой — минимализм в форме привлечет внимание к содержанию. Зачем отвлекаться на какие-то пейзажи, крупные и общие планы, движение чувств на лицах актеров, их одежду и прочие второстепенные мелочи… Это не главное, зрите, мол, в корень. Но согласись, что трехчасовое зрение в корень дается очень напряжно именно из-за отсутствия всей этой «ерунды». Это как есть пищу, не ощущая запахов или ходить по лесу с заткнутыми ушами, или любовью заниматься в полной темноте. Если о фильме, то обостряются мозги, а вот глаз пищи не получает. И зачем, спрашивается, было брать красавицу Николь Кидман, если ее красота, и талант к стати, сняты качающейся камерой да еще без фокуса. Про остальных и говорить не буду, статисты. У них есть сильный текст и сильный сюжет, от них требуется только двигаться и говорить. Озвучка мне понравилась, текст автора — голос сказочника (рассаживайтесь поудобнее, я расскажу вам что-то интересное). За этим голосом идешь, ему доверяешь, но он-то не может восполнить все, что за ненадобностью выкинуто. Я не знаю, может в этом элитарность, мол, фильм не для каждого (это уж точно!), кому не нравится, сам дурак.

Но может это и о высокомерии создателя? Это уже о содержании. Классическая картинка из учебника по психологии, иллюстрация законов человеческой психики. Помнишь, «спасательный треугольник» — «жертва-каратель-спасатель»? Если явно прописана хоть одна из этих ролей, то жди проявления всех остальных. В этом правдивость фильма. Да, он действительно более реальный, чем многие красивые сказочки со счастливым концом. Конечно это фарс, который жизнь допускает не часто, но ведь допускает же. Знаешь, я уже через несколько минут после начала знала, чем все кончится. Помнишь, когда она говорит: «я не достойна этого куска хлеба…» Все, есть «жертва» и есть «спасатель», дальше они по очереди будут становиться «карателями», пока кто-то кого-то не убьет. Убийство Грейс было бы эффектным, но тогда она бы не отыграла две другие роли. И ее спасательство в конце, помнишь, сцена с собакой, это действительно завершение. Я бы конечно предпочла, чтобы она пощадила ребенка, но это сделано, по-видимому, для того, чтобы и такие беспристрастные, как я содрогнулись. Видишь, как у меня все «по полочкам», только вот почему-то уже третий день фильм из головы не выходит, наверное есть что-то, что сильнее логических объяснений.

Если о чувствах, то грустно, даже тоскливо, даже страшно. Весь ужас в том, что это не о «жестоком мире», как написано в аннотации (ее писал либо идиот, либо для идиотов), а о нас, обычных людях, в которых все это есть, не хватает порой только катализатора, чтобы запустить реакцию. Есть и Мать Тереза, и Гитлер, в каждом!!! Я почему-то вспомнила свою летнюю историю с больной девочкой, мое спасательство, и потом резкое отстранение и даже возмущение. И твою реакцию на это, ты ведь меня тогда не понял, спросил — «а виноватой ты себя не чувствуешь?» Нет, не чувствовала, но это не главное, суть в том, что я достала свою Мать Терезу, в полный рост, и все, кто это видел одобрительно кивнули, ведь это считается ХОРОШО. Потом я почувствовала себя жертвой и сошла со сцены, самоустранилась. Если бы этого не произошло, то догадываешься, кто бы вышел следующим? А ведь эти две женщины — и больная, и ее мама, с радостью готовы были в этом участвовать и мое исчезновение было воспринято с недоумением — «как же так, ты нам должна помочь, потом мы будем тебя благодарить, захотим тебе тоже что-то хорошее сделать…» Но где добро, там и зло, одно без другого не бывает. Это закон, в каждой жизненной мелочи, в каждом поступке, в каждом из нас. Страшно, но это так. И суть, наверное, в том, чтобы уметь балансировать, не скатываться к полюсам, НЕ БЫТЬ СЛИШКОМ ДОБРЫМ, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ СЛИШКОМ ЗЛЫМ. Это и суть моей работы — помочь человеку не скатываться к полюсам, я так понимаю.

А дальше еще один вывод и тоже не утешительный — без полюсов скучно. И это ведь так заманчиво увидеть, почувствовать в себе не только абсолютную ЛЮБОВЬ, ЖЕРТВЕННОСТЬ, ВЕРНОСТЬ (то, что «хорошо»), но и ЖЕСТКОСТЬ, ВЛАСТЬ, РАЗВРАТ (то, что «плохо»). Если отрицать, то это не значит, что этого нет. А вот ты знаешь, где начинается твой Гитлер? Я нет, я трусиха, веду праведный образ жизни, хватаюсь мучительно за золотую середину, балансирую и других учу. Но в минуты откровения, как сейчас, сама себе признаюсь — скучно. Что будет дальше, не знаю, может мой Догвиль впереди…

Еще одна тема о которой не могу не сказать. Это о высокомерии. И опять о нашем разговоре, помнишь про самоуверенность. Я уже давно поняла, что завышенной самооценки не бывает, это защитная реакция самоуничижения. И опять два полюса, и опять баланс между ними. Сейчас я могу про себя сказать — я хорошо воспринимаю саму себя, но это тоже ситуативно, это тоже только сейчас. От высокомерия невозможно избавиться, это тот дракон, которого не возможно убить, можно только приручить. Грейс пыталась сделать невозможное — убить его при помощи самоуничижения, не понимая, что это одно и то же и как результат, разбудила драконов у всех окружающих и потом их уничтожила вместе с хозяевами. Мораль — бойся людей, которые позволяют себя унижать, они готовы к уничтожению. Но я уже кажется повторяюсь.


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com