Плагиат. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Ира, здравствуй! Долго думала, поднимать ли эту тему или махнуть рукой. Дело в том, что я нашла программу своего тренинга у своей коллеги на сайте. Мы с нем знакомы шапочно, виделись несколько раз на совещаниях и конференции. Но, дело не в этом – я не знаю, является ли программа авторским текстом или она может быть присвоена. Тренинг же она все равно мой не проведет! Но все равно меня это задевает, у меня каждое слово продумано, каждый пункт – это не просто предложения, это план моего тренинга. Ирина.
Ох, Ирина, как я тебя понимаю! Время от времени нахожу случайно свои тексты, программы, названия, фотографии у самых разных людей. Встречаются среди них и мои хорошие знакомые, коллеги. Когда я прошу дать пояснения, то говорят типа: я не посмел менять твой текст, а он мне так нравится! Ну, так и подпишите, что это не ваше! Верю, что люди заимствуют без вредных побуждений, но! Существует авторское право и оно незыблемо – берешь чужое, укажи автора! Я недавно редактировала книгу, там приведена таблица – очень популярная, я её часто вижу. Спрашиваю у авторов – чья? Отвечают – не знаем… Ну, нельзя так! Если тренер не может написать программу СВОЕГО тренинга, то я не уверена, что этот тренинг ЕГО. Для своей Школы Тренинга я написала правила:
1 Тренинг личностного роста ( в дальнейшем – ТЛР)- авторский продукт, созданный и проводимый одним человеком – тренером (автор и ведущий) . Его высокая цена обусловлена высоким профессионализмом тренера.
2 Если ТЛР проводится по чужому сценарию, то необходимо указывать АВТОРА. При этом мы подразумеваем, что автор не только передал текст тренинга, но и обучил тренера ведению.
3 Если тренинг проводится по растиражированному сценарию, не имеющему конкретного автора, и тренер выполняет роль ИНСТРУКТОРА (не может изменить сценарий), то данный продукт — КУРС.
4 Все три варианта должны отличаться по цене, как дизайнерское ювелирное изделие и бижутерия.
5 Текст ПРОГРАММЫ тренинга – это тот продукт, который покупает потенциальный участник. Он отражает логику тренинга и основные тематические блоки. За каждую строчку программы тренер несет ответственность. Текст – авторский продукт, он всегда уникален и заимствованию не подлежит.
6 Заимствованные упражнения могут быть включены в тренинг без предварительного согласования с автором, они являются присвоенным материалом. Если вы знаете имя автора, то упомяните его во время своего тренинга.
7 Учебные программы ( семинары, тренинг тренеров, мастерская) – авторский продукт. Содержание обучения присваивается и используется по своему усмотрению. Содержание МЕТОДИКИ и её передача – только с согласия автора.
8 Уникальные статьи, публикации, отрывки из книг при цитировании и размещении где бы то ни было должны быть подписаны именем автора и указан источник, откуда они взяты.
9 Фотографии – тоже авторский материал. Избегайте использования «ничьих» фото – в любой момент вам могут быть предъявлены законные претензии. В остальных случаях поступайте с фото, как со статьей.
Учитесь быть полноправными и полноценными авторами своих тренингов и работ! Только в этом случае вы можете называться ТРЕНЕРОМ ТРЕНИНГОВ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА , получать за свой труд достойные деньги. Удачи!