Об эффективности упражнений.
… эйфория от первых тренингов проходит и
начинаешь смотреть на все уже критически и видеть
недостатки. А они есть, и связаны они ,в основном,
с упражнениями и играми по конкретной теме, которые не приносят
ожидаемых результатов. Когда задумываю упражнение,
прописываю цель, как ты учила, пишу подробную инструкцию,
и кажется что все здорово. На практике же все получается далеко не так…
Владимир Якимов . Ижевск.
Что будем понимать под эффективностью? Достижение запланированной цели, пойдет? Достигнута она или нет, решает тренер. Значит, это понятие субъективное. Предположим, тренер решил, что данное упражнение направлено на исследование поведенческих проявлений в стрессовой ситуации. Играем в упражнение и видим, что людей захлестнули чувства нешуточные, например, пошло раздражение. Тренер просит дать обратную связь, а именно, задает вопрос: Как вы себя вели в этой ситуации? Но ответа не получает, потому, что он просил АНАЛИЗИРОВАТЬ, а люди ЧУВСТВУЮТ. На лицо неэффективность, цель то не достигнута! Но зато, какая уникальная ситуация для исследования- чувства! И анализировать надо не следствие — поведенческие проявления, а причину- те чувства, которые приводят к этому поведению. И только после того, как эти чувства поутихнут и левое полушарие способно будет работать. Почему так получилось? Причин может быть несколько:
— Недооценка силы упражнения. Я это называю «подводными камнями». Незамысловатая игра может вызвать бурю эмоций потому, что ставит людей в дурацкое положение. Играла недавно в такую на Мастерской. Предупредила, что игра очень жесткая и в процессе может возникнуть целый ряд эмоций: недовольство, обида, негодование, раздражение. Так и вышло. Но люди были предупреждены, и главное- я была готова к этим последствиям. Очень хорошее правило- не давай на группе то, в чем не участвовал сам. Но не катит- мы с тобой люди креативные, любим все придумывать новенькое. Значит, надо быть предусмотрительнее…
— Негибкость тренера в процессе упражнения и после него. Неумение перестроиться, поменять цель. На тренинге ничего не бывает неправильно, есть только ситуации для анализа. Рассчитывал, что они скажут «да» и обрадуются? А они говорят «нет» и возмущаются! Делай вид, что так и было задумано и постарайся максимально исследовать то, что получилось. Однажды видела, как тренер проводил разогрев. Цель, как известно, снижение эмоционального напряжения- повеселиться. Но ребята не справляются с заданием и тренер начинает «наезжать»- Вы все делаете не правильно! И нудно, с поучениями начинает учить…Снизил, называется, напряжение…
— Слабый уровень рефлексии участников. Посмотри на все происходящее глазами человека, далекого от психологии. Взрослые дяденьки и тетеньки играют , рисуют, что-то телом изображают…И потом еще надо ответить на какие-то вопросы «- Что ты чувствуешь? –Козлом я себя чувствую!- А что чувствует Козел?» Это диалог с тренинга. Людей надо учить учиться. Поэтому тренер вначале тренинга очень много поясняет сам, дает комментарии и всячески поддерживает тех, кто понял, что от него хотят. На этом срезаются слишком многие тренеры- «страшно далеки они от народа»!
— «Так получилось» . Это тоже причина. Каждая группа уникальна, не мне тебе рассказывать об этом. И то, что прошло с одними на «ура», с другими «так себе». Ничего страшного, все не предусмотришь. Можно усовершенствовать инструкцию, добавить что-то в содержание, вопросы к шерингу…И попробовать еще раз. Не спеши отправлять идею на свалку. Ну, уж если совсем не тянет, тогда убирай. Я расстаюсь с теми упражнениями, которые для меня очень напряженные или просто надоели. Поэтому участники могут прийти ко мне на тренинг, который уже проходили, где-нибудь через год и не узнать его. Эффективность упражнений зависит еще и от отношения к ним тренера.
— И совсем субъективный фактор- стремление тренера к совершенству. Больные перфекционизмом тренеры никогда не довольны проведенным упражнением и тренингом в целом. Если в твоем собственном табеле никогда не бывает «5» за проведенный тренинг, может стоит заняться собой, а не придумывать новые упражнения? Надеюсь, это не про тебя…
Удачных тебе – эффективных, прогнозируемых, целевыполняющих , блестящих упражнений!!!