О визуализации.
Здравствуйте, Ирина! Я – тренер одной крупной компании, и работаю уже не первый год. Тренинги учебные, программы отработанные, но такая тоска заела…Вот, решил разнообразить тренинги за счет упражнений из личностного роста. Вставил визуализацию, как самый простой метод, и успешно её провалил. Что-то я делал, по-видимому, не так, участники начали хихикать, отпускать шуточки, многие сопротивлялись, чтобы ложиться и остались на стульях. Я не возражал, боялся еще большего сопротивления. Может что-то не учел?
Евгений, Ростов-на- Дону.
Не учли серьезность метода. Но об этом позже… «Личностный рост» нельзя делать по принуждению и без заказа. Это была ваша инициатива, а участники были настроены на обычный учебный тренинг. Личностный блоки возможны на СПтренинге, но людей к этому надо готовить, и с самого начала тренинга договориться об этом, заинтриговать, замотивировать. Это поспособствует постепенному раскрытию и обеспечит определенную глубину познания.
О визуализации – вы вторгаетесь в область подсознания, так как фантазии – язык неосознаваемого. С какой целью? А цели могут быть две: исследовательская (аналитическая) и терапевтическая. Исследование, когда наговариваемый текст и возникающие в ответ образы после визуализации обсуждаются. В исследовательских визуализациях обязательно дается установка на запоминание. Терапевтические визуализации направлены на изменение состояния. Как правило, они не анализируются, и тренер лишь предлагает всем желающим поделиться переживаниями и мыслями. Четко осознавайте, что вы хотите получить в результате этого упражнения! У меня на сайте в разделе «Упражнения» есть визуализации, которые вполне подойдут для учебного тренинга, например «Океан» (терапевтическая) или «Четыре желания» (аналитическая).
Вне зависимости от того, написали ли вы сами текст визуализации, или взяли его в готовом виде, предлагаю вам наговорить текст на магнитофон и проделать визуализацию самостоятельно. Визуализация должна вызывать конкретные образы и ощущения. Если этого не происходит, или образный ряд неяркий, значит текст не годится. Кроме этого, вы заметите такую особенность: прослушивание и чтение текста очень меняют восприятие. Те слова и выражения, которые приемлемо смотрятся на бумаге, при прослушивании могут вызвать неуместные реакции – смех, сопротивление, возмущение.
Вот несколько правил составления и чтения визуализации:
1 Составляйте текст таким образом, чтобы были задействованы все репрезентативные системы: увидеть, услышать, почувствовать. Особенно это касается терапевтических визуализаций. Иными словами, в тексте должны быть яркие описания визуальных образов, слуховые ощущения и кинестетические. Это повышает эффективность визуализации.
2 В аналитических визуализациях описания частично заменяются вопросами – человек сам должен представить себе образы, чтобы потом их проанализировать.
3 Если вы напишите текст с глаголами настоящего времени, то избежите сложностей в работе с разнополой группой.
4 Основная ошибка чтения – быстрый темп. Тренер не дает возможности участникам создать картинку. Чтобы научиться читать медленно, подберите соответствующую музыку и старайтесь совмещать музыкальную и текстовую фразы. Лучше , если пауз будет больше, чем меньше.
5 Сила голоса – еще одна составляющая визуализации. Обычно люди, которые находятся ближе к тренеру, страдают от громкого голоса, а тем, кто удален ничего не слышно. У меня есть одна уловка: держите лист с текстом на вытянутой руке напротив глаз. Тогда ваш голос будет «лететь» в противоположную стену, а не «биться» в пол.
6 Участники не должны чувствовать, что вы читаете. Для этого текст надо знать очень хорошо. Не надейтесь, что вы сумеете его прочитать сразу, обязательно будут запинки и неправильные интонации.
7 Модулируйте голосом, выделяйте наиболее значимые места в тексте. Но, вместе с этим , избегайте пафоса и необоснованной наигранности. К примеру, визуализация «Волна» вся построена на ощущениях, её нельзя читать монотонно. Если вы сумеете прочувствовать текст, то сумеете и передать его.
И последнее, касаемо организации. Я настаиваю, чтобы на моих тренингах визуализации выполнялись лежа. Только так можно добиться расслабления и нужного настроя. Но это возможно только в том случае, если помещение соответствует всем нормам: площадь, санитарное состояние, комфортная температура, наличие покрытия, индивидуальные коврики. Если вы в чем-то не уверены, то лучше провести визуализацию на стульях или вообще не проводить.
У меня на сайте в разделе «Упражнения» есть визуализации, которые вполне подойдут для учебного тренинга, например «Океан» (терапевтическая) или «Четыре желания» (аналитическая).
Подробнее о методе визуализации в моей новой книге : «Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста»