О предсказуемости на тренинге.
Пишу тренинг. Придумываю новые упражнения. И закрадываются сомнения: а что, если люди в процессе выполнения упражнения поведут себя не так, как я рассчитываю…? сделают иные выводы…? Ведь, они не видят этот тренинг целиком, как я – автор.
А я ставлю последующие упражнения в зависимость от результата предыдущих. Получается: если на каком-то этапе произойдет отклонение от \»курса партии и правительства\», все остальное порушится!
Как ты, Ира, писала свои первые тренинги? Ты знала, к чему придет группа в итоге? Как подбирала упражнения? Нужно ли, вообще пытаться предугадать эффект от нового упражнения?
(Речь идет о личностных тренингах: в частности — детско-родительские отношения.)
Владимир. СПб.
Володя, если речь идет действительно о личностных тренингах, то какой результат ( а тем более вывод) мы можем предположить? Основная цель- самопознание. Львиная доля упражнений- исследовательские. Если на примере родительского тренинга, то это, к примеру: исследование отношения к ребенку, осознаваемых (и не очень) установок в воспитании, перенос методов из прародительской семьи и т.д. Все выводы и результаты упражнений — личные, индивидуальные и не могут быть верными или нет. Другое дело – тематические блоки . Они действительно должны быть логичными. Есть хороший метод: после какой-либо темы на тренинге во время шеринга присоединиться к выводам того участника, который «льет воду на твою мельницу». Таким образом возникает ощущение логической связки. Но, даже если этого не случится, то это заметит только тренер. Я тебя уверяю, что участники воспринимают все происходящее по- другому, для них переживания важнее логики.
Вот с чем они точно не согласятся, так это с недоделанной работой. Это уже о видах упражнений, которые лежат в основе каждого блока. Последовательность такова:
— Исследование.( осознать то, что есть)
— Терапия. (справиться с проблемой, если она есть).
— Изменение (понять что-то и сделать выбор — оставить все, как есть, или поменять)
— Формирование ( попробовать что-то новое, начать учиться чему-либо)
Если цели упражнений на одну тему выстроены в такой последовательности, то это и есть логика личностного тренинга.
Понимаешь, в личностных тренингах больше всего велика доля непредсказуемости. Хотя курс «партии и правительства» все же существует. Это уже роль тренера, сила его влияния. Сумеет ли он создать на тренинге такую систему ценностей, которая будет не только принята участниками, но и перенесена в жизнь? Тренеры- товар штучный, это мое мнение.
Помнишь, у Выготского- «более умелый другой»? Это и есть тренер для участников группы. Если они тебе поверят в течении первого часа работы, то и мировоззрение твоего тренинга будет воспринято без сопротивления. И, кстати, никакой групдинамики, никакого сопротивления, только хорошая, глубокая работа.
Как пишу я? Так же, как и ты- сижу за столом и сочиняю. Закрываю глаза и пытаюсь представить то, что будет в визуализации, рисую то, что будут рисовать они, вспоминаю, какие чувства были у меня в той или иной ситуации. Тренинг за столом. Еще пытаюсь на что-то опереться. Например, на цели упражнений, или на последовательность «чувства-мысли-поведение», или на принципы педагогики, или на законы психики. Логика многомерна, мне, как и тебе, важно понимать , что я хочу сделать и что предполагаю получить. И тоже предугадываю. Со временем получается все лучше и лучше. Кажется, это опыт. Чего и тебе желаю…Удачи!!!