Критерии успешности тренинга.
«…Есть много вопросов. Не знаю с чего начать.
Например, по методологии: критерии оценки; как, кроме обратной
связи от участников, понять успешность тренинга и тренера?»
Евгений.
Наиболее показательной является все же обратная связь. Поэтому, все же несколько слов о ней. Но для начала давай выясним, о какой обратной связи идет речь?
Обратная связь в конце тренинга – это , скорее, эмоциональная реакция. Если тренинг прошел хорошо, то люди довольны и хотят домой. Это тоже критерий. Но в содержательном плане вряд ли ты что-то получишь — личностный рост требует времени, и результаты проявятся позже. Если проявятся вообще. Это уже отсроченная обратная связь. Наиболее объективный критерий — результаты тренинга изменили поведение участника и отразились на его жизни (конечно, в позитивную сторону) . Выглядит это приблизительно так: « Я стал делать то-то и то-то и теперь у меня это и это. Спасибо вам!» Позволю себе напомнить , что личностный тренинг это «…процесс, направленный на совершенствование личностных качеств человека…что в конечном итоге приводит к оптимизации его ПОВЕДЕНИЯ и самореализации». Проблема только в том, что эта обратная связь зачастую до тренера не доходит. Но разве это так уж и важно? Просто будем делать свое дело и верить, что делаем его на благо.
И так, критерии эффективности тренинга личностного роста ( порядок произвольный):
— Собственные ощущения и выводы. Радость, удовольствие – тренинг прошел хорошо; смущение, вина, досада- что-то не так; злость и раздражение- что-то со мной не так. Ну, и конечно, анализ тренинга.
— Слова участников на последнем шеринге. Выделяется эмоциональный (понравилось- не понравилось) и содержательный ( что понял, осознал, изменил…) аспект.
— Звонки, письма, встречи после тренинга, во время которых люди рассказывают о тех изменениях, которые произошли с ними и в их жизни. (Американцы делают специальные встречи группы после тренинга, но я к этому отношусь неоднозначно)
— Реклама твоих тренингов бывшими участниками. Очень показательный критерий, можно приравнять его к предыдущему. Особенно если приходят родственники и друзья.
— Повторный приход на твой тренинг. Если это тренинг на другую тему и если ты уверен, что человек не страдает неврозом ( в этом случае мы, скорее всего, имеем дело с «подсаживанием на тренера», это тоже критерий, только чего?)
— Рост популярности твоих тренингов и попадание на группу «нужных участников». То есть люди пришли именно те, кому адресован твой тренинг и именно за тем, что ты можешь дать. Это качественный показатель, он свидетельствует о том, что информация о тренинге передается людьми, достигшими результата благодаря тренингу.