Сайт » Консультации » Для коллег » Чему и как учить руководителей.

Чему и как учить руководителей.

Здравствуйте! Я руковожу учебным центром и сам провожу тренинги и семинары. В основном, программы рассчитаны на руководителей разного ранга и насущная проблема – неоднородность группы. И по возрасту, и по опыту и по уровню знаний. Пробовали комплектовать группы, основываясь на каких-то объективных данных, например – начинающие и опытные, но опять та же проблема вылезла. Почему пишу об этом вам, а не на бизнес- ресурс? Мне кажется, что дело здесь не в образованности и даже опыте, а именно в личностном развитии. Будет интересно услышать вашу точку зрения.

Александр. Пермь.

 

Здравствуйте, Александр! Действительно – удивительно, какими тропами вы ко мне забрели? Вы не просите рекомендаций и не ждете от меня методик, сделаю то, чего вы хотите – порассуждаю. Основываться буду на своем собственном опыте и эмпирических наблюдений, так к этому и отнеситесь.

На мой взгляд, этапность в развитии существует всегда – касается это управления или же любого другого «делания».

 

Пробование. Ничего не понятно, нет общей картины, сплошные фрагменты. Бросаешься делать то, что увидишь, увлекаешься и упускаешь все остальное. Не можешь рассчитать баланс глубины и ширины, первостепенного и неважного. Больше озабочен тем, чтобы тебя слушались, чем руководством, как таковым. Преобладающее чувство – интерес. Он сродни увлеченности и за это многое прощается – человек хочет работать! Похож на молодого, играющего щенка – рычит, иногда может укусить не по делу, но забавен и энергичен.

Преобладающее состояние – Самоуверенность. Человек на самом деле думает, что так можно руководить. Зона развития – осознавание того, что делаешь и к чему это приводит. Как правило, эти руководители, попадая на обучение, быстро осознают свою некомпетентность и с интересом воспринимают любую информацию. Но бывает, что самоуверенность становится защитой – ждите конфронтации и нападения.

 

Знание. Он получил знание –«как надо»! Это знание спущено сверху – старшее руководство, инструкции, обучение, курсы, статьи, книги…И он верит, что это истина. От того, что знает и не может исполнить (а это произойдет неизбежно) – стресс и большие страхи. Начинает заботиться о том, чтобы никто не догадался. Стремится к солидности, подражает «идеалам» во всем. Очень хочет угодить. Так и живет – в ожидании кнута или пряника. Если вышестоящего начальника нет рядом, он его вырастит в себе и будет отчитываться всякий раз…Возникнет некая упорядоченность деятельности, записи в ежедневнике – по часам, планы, требование дисциплины. Его начнут бояться и обманывать. Жизнь станет похожа на американские горки: взлеты и падения. Выход будет искать в новых знаниях: «Вот выучусь этому, и тогда…»

Преобладающее состояние — Страх и поиск одобрения. Зона развития – критическое осмысление полученных знаний.

На мой взгляд, таких много. Они – основные потребители тренингов и семинаров. Учите их думать, а не просто поглощать знания

 

Познание. Отличие в том, что это приобретенные опытным путем, собственные знания. Человек научился видеть и думать, понял, в чем особенности его организации и уникальность его сотрудников. Он разрывается (или ищет компромисс) между «надо, правильно, подтверждено опытом и наукой …» и «хочу, чувствую, считаю, ищу способы…». Нередко это влечет за собой другой стресс – недовольство и злость. Требует приверженности и сам отдает делу все, нередко уподобляя свою личность и жизнь бизнесу. Жизнь двумя стандартами, недоверие себе и желание самоутвердиться. Свое право быть правым доказывает, пробивает или внедряет исподтишка. Непримирим к конкурентам, неугодным сотрудникам, сторонник революции, конфронтации, баррикад…или – не мытьем, так катаньем. Инициатива и смелость дает возможность им продвинуться вверх по карьерной лестнице. Они знают, что надо делать, но не знают – как. Все результаты стихийны и механизмы не осознаются.

Основное состояние — Самоутверждение за счет борьбы. Зона развития – «и-и» вместо «или-или».

Трагедия в том, что в обучении их нередко тянут на предыдущую ступень и пытаются вручить опять «истинные знания». Между тем, им надо помочь осознать свой собственный опыт, вывести его на уровень инструмента и присвоить «чужие» знания. И еще – не надо вестись на их провокации желание устроить из тренинга сражение.

 

Видение. Есть доверие себе и уверенность. Человек спокоен и уравновешен. Это дает возможность воспринимать все на более тонком уровне – интуиции и чувств. Он знает, куда ведет и что должно получиться в итоге, гибок в своих решениях и методах. Организация работает, как отлаженный механизм или живой организм. Слово «команда» перестает быть абстрактным понятием, эмоциональное руководство преобладает над рациональным. Взлеты и падения тоже бывают, но их амплитуды меньше. Каждое падение – повод для творчества, каждая преграда – радость игры. Самое интересное, на мой взгляд, что руководитель такого уровня не воспринимает себя, как продолжение организации. Если он потеряет это дело, то это не станет его трагедией – это качественное изменение личности, делающее человека неуязвимым. У него есть уверенность высокого порядка, основанное на понимании жизни вообще. Он мудр.

Такие бывают? Думаю, что да. Но было бы значительно больше, если бы им не мешали и искусственно не удерживали на предыдущих ступенях.

Основное состояние — Уверенность и сила. Зона развития – самопознание. Мне кажется, что их надо использовать, как учителей, даже если такой руководитель – член группы. И не надо их бояться – эти люди выше социальных статусов и игр, и если уж они пришли на обучение, то свое возьмут.

 

Любое обучение – это уважение личности обучающегося. И заключается оно, прежде всего, в умении опереться на уже достигнутое, но не требовать недостижимого. Вот так и я сейчас поступаю с вами: описала то, что вижу со своей колокольни – а именно : «какие они?». А уж «чему и как» их учить – думайте сами. Удачи вам!

 

 

 

 


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com