Сайт » Дом советов » Похороните меня за плинтусом.

Похороните меня за плинтусом.

Павел Санаев.

АСТ, 2008

Фильм по книге.

Режиссер — Сергей Снежкин

Я еще не видела книги, но слышала интервью с Павлом Санаевым. Это было лет пять назад. Порадовалась, что тема детства – не счастливой поры, как принято было считать, а горькой, бесправной, лишенной выбора и свободы, вызвала интерес. Потом нашла текст в Интернете – мемуары, не имеющие, на мой взгляд, особой художественной ценности, лишенные четкого сюжета, перегруженные монологами, с неясными, лишенными выразительности персонажами, но тема искупала все эти огрехи. Мне сразу подумалось, что писал автор вовсе не для книги, не для чужих глаз и оценок. Писал исповедь, которая сработала, как психотерапия, – вылить на бумагу, воскресить все эти эпизоды, вспомнить все детали, до мельчайших подробностей, слова, произносимые в его детстве слова, проклятия и ругательства, которые точно принадлежат конкретному человеку, а не собраны из слышанного от многих. Написал и почувствовал облегчение. Должен был почувствовать. А потом, каким-то образом это стало книгой – может, потому, что речь идет о детстве не рядового мальчика, а сына известной актрисы. Уж не знаю, был ли инициатором сам Санаев, или кто-то настоял, да это и не важно. Важно другое – исповедь приобрела масштабы, затронула, взбудоражила, напомнила о детских ранах очень многим, и тоже стала психотерапией, иначе не читали бы, не поставили бы спектакль, не сняли бы кино. Но по правилам психотерапии после катарсиса должно последовать облегчение, что вовсе не предполагается после чтения и просмотра. «Зло» наказано, «Добро» торжествует?

 

А вот теперь про фильм. Я читала в одной рецензии, что Павел Санаев хотел, чтобы роль бабушки сыграла его мать. Я понимаю его желание – психотерапия требуется не только ему, но и его матери, достигшей возраста той вздорной старухи, помешанной на любви и ненависти. Это было бы интересно, но, по-видимому, только мне, и, может быть, небольшой компании моих коллег, знающих всю предысторию. Понять, простить, принять – высший смысл, завершение круга, целостность бытия… Не случилось. Режиссер не согласился лечить семью Санаевых, у него был свой замысел, и получилась совсем другая история. Надо отдать должное мастерству – по такому бесформенному произведению трудно снять захватывающий, зрелищный фильм, ставка была сделана на актеров. И они не подвели… но получилась совсем другая история. Я не могу себе представить, чтобы такая женщина, как Мария Шукшина, могла отдать своего ребенка и потом ходить, умолять, выпрашивать. Ну, не Мария, конечно, а её героиня – это сильная женщина, которая может дать слабину, но не тотальную слабость и безволие. И если говорить о дуэте Шукшиной и Крючковой, то мощь от них исходит одинаковая, и думается вдруг, что сложившаяся ситуация – не борьба, а сговор, где у каждого своя выгода, а зритель этого не знает, сопереживает, жалеет Жертву и желает отмщения Палачу. Здесь вообще нет жертв, все играют классические роли «жертва-спасатель-каратель» поочередно меняясь партиями. И даже мальчик, которому очень трудно не сочувствовать, успешно исполняет роль Карателя, сдавая матери все бабкины заначки. Мужчины на этом фоне как-то расплывчаты, неопределенны, словно флюгеры, подверженные дуновению со стороны своих половин. Развязка в книге – бунт против матери, очень тяжелая сцена с выкрадыванием ребенка, опять бабкины проклятья из-за двери, материнские метания и единственный здравый голос новоявленного отца: «Ты решила сама – надо ли тебе это?». А ведь она не решила, её страх больше, чем любовь, и если бы не вмешательство этого мужчины, не было бы счастливого конца, все осталось бы по-прежнему. В фильме сюжет иной – никто никого не крал, вмешалась жизнь, вернее – смерть. Бабушку хоронят, мать голосит – не понятно, насколько искренне, и тут один момент – не пропустите его – она одергивает сына – грубо и жестко! Круг замыкается, все возвращается, она такая же – молодая, привлекательная, но её любовь немногим отличается от любви обезумевшей старухи. Нет тебе, мальчик, избавления от тиранов – «Король умер – да здравствует король!».

 

Вообще советую – смотрите и читайте. Делайте свои выводы, совершайте свои открытия.

 

Ирина Шевцова

button120x80


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com