Сайт » Дом советов » Человек-слон.

Человек-слон.

Дэвид Линч, 1980                                                                                                                                                                 4el_slon

Несколько лет назад фильм Человек-слон Дэвида Линча значился среди моих любимых, однако пересмотрев его недавно, я с удивлением обнаружил, что многое тогда оставил без внимания или истолковал в ином свете. В своем нынешнем восприятии, я, возможно, подобным образом исказил авторский замысел, но, во всяком случае, не хочется полагать, что он сводится к тривиальному изображению добра, зла и обманчивости внешности, как это представлено в найденных мною рецензиях.

Итак, центральной в фильме является тема уродства и красоты, причем подлинным носителем первого выступает человеческая сущность, вторая же принадлежит лишь только к внешности, образу. Джон Меррик, носитель неизлечимого, но, при соблюдении определенных условий, совместимого с жизнью врожденного уродства, выступает преимущественно в роли пассивной жертвы — он смиренно принимает выпадающие на его долю издевательства или благодарит за оказываемую помощь.

Волей случая, из популярного зрелища в цирке, где источник своеобразной любви к Джону хозяина был очевиден, он становится полноправным и даже привилегированным пациентом больницы. Но по ходу действия становится все более отчетливо ясно, что проявляемое к калеке милосердие и желание помочь, казалось, совершенно иными людьми, точно также корыстны или же продиктованы давлением извне. Ключевыми здесь являются сцены разговора с санитаркой доктора Тривза, выступающего главным инициатором оказания моральной

и материальной помощи больному, и голосования врачей относительно постоянного содержания Меррика в больнице.

Место человека-слона в новом обществе всё более начинает напоминать прежнее, стирается мнимая грань между положительными и отрицательными персонажами, красота, при этом, сохраняется только за видимостью — почти священный образ матери, фотография актрисы, воплощенный в бумажной модели образ храма — всё это в построено в сознании героя, но не в его реальной жизни.

 

Картина Линча представляет лишь оттенки чёрного не только по причине выбранной плёнки. Человек-слон — гиперболизированное, но универсальное отражение человеческих отношений, вскрытое, наверное, с излишней откровенностью.

Единственным неоднозначным моментом для меня до сих пор остается заключительный эпизод. Фигура Джона, являясь центральной на протяжении всего сюжета, как это ни парадоксально, становится значима как таковая лишь в его конце.

Чем является этот суицид — наивной попыткой соприкоснуться с навсегда недоступным миром или же результатом мудрого осознания его сущности?

 

Данила Шевцов.button120x80

 

 


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com