Сайт » Чтобы стать хорошим рассказчиком, надо….

Чтобы стать хорошим рассказчиком, надо….

«Чтобы стать хорошим рассказчиком – рассказывайте истории каждый день и везде, где возможно!». Очень популярная рекомендация, она часто звучит в разных источниках по сторителлингу. Соглашусь, но от части. И вот об этой части и хочу рассказать.

Почему человек перестает рассказывать, а предпочитает отмалчиваться? Я, как любой психолог, скажу – идите в детство. Рассказывание – естественный процесс для ребенка, так же как игра. Но ему должно повезти с «говорящими» родителями – то есть в семье должна быть культура рассказывания. И не обязательно быть Ариной Родионовной, достаточно вечером за столом рассказывать у кого что сегодня произошло. И даже если все здесь складывается шоколадно, свою травму ребенок рано или поздно получит. Может быть от родителей, которые дадут понять, что то, что он говорит – никому не интересно. Может быть от сверстников, которые поднимут на смех или не поверят. Может быть от педагогов, которые не любят «болтунов» и обычно в наказание вызывают к доске – «Вот здесь рассказывай свои истории!» (интонация издевательства). Травма – это ситуация плюс чувства. И, может быть, с позиции взрослой жизни, не такая уж и значительная была ситуация, но память на чувства – это мощный якорь! И мы принимаем решение – «Это не безопасно! Лучше помалкивать!» — вариации могут быть разные, но суть одна. Вы можете гарантировать взрослому человеку, который готов рискнуть, что он не получит эту травму повторно? На мой взгляд, это может произойти с большой долей вероятности.

Следующий аргумент – забота о слушателе. Неумелый рассказчик (на данном этапе) может найти свободные уши, но в чем они провинились?! Вы попадали в ситуацию, когда вам рассказывают что-то нудно и долго, и для вас совершенно не интересно, а вы не знаете, как все это прекратить? А если знаете – см. выше, последствия опять же плачевные.

Еще бы я возразила против уместности историй в разных ситуациях. Опять же, мы говорим о неумелом, робком рассказчике, который думает больше о своей задаче рассказать, а к чему? Зачем? – это обычно заранее продумать невозможно, а навыка спонтанности еще нет. Не соглашусь, что история уместна везде. Иногда от тебя требуется указание, четкий ответ, приказ… молчание в конце концов! И это более конгруэнтно ситуации, чем … «Есть тут у меня история…». Сделать из человека балагура, у которого на каждый случай по байке – еще одна опасность рекомендации «как можно чаще и везде».

Отвергая – предлагай! Предлагаю:

1 Понять прежде всего – зачем мне это надо? Предстоит нелегкая работа по преодолению своего сопротивления, страхов, нелестной самооценки. И обучение, тренировка, анализ. Без мотивации ну никак нельзя! Например:

-«Мне надоело быть серой мышкой в компании, хочу, чтобы меня замечали и уважали»;

— «Хочу открытых отношений со своим любимым человеком, но совсем не умею о себе рассказывать»;

— «Чувствую, что перебираю с авторитарными методами в руководстве, надо как-то помягче с людьми, почеловечнее…»;

— «Очень хочу побыть на месте рассказчика, которого все внимательно слушают. Хочу почувствовать власть рассказчика над слушателями»;

— «Понимаю, что это способ установить потерянные отношения со своим ребенком. Я никогда не рассказывал ему о себе» и т.д.

2 Найти безопасные ситуации и людей, которые готовы тебя поддержать. Если у тебя есть своя компания, подруги, сослуживцы, доброжелательно относящиеся к тебе – рискуй! «Вот я всегда молчал, а сейчас так захотелось вам рассказать…». Безопасным и очень эффективным будет работа в группе, где собрались люди с такими же целями.

3 Репетируй с собакой. Кошка, попугай и хомяк тоже подойдут. Животные уловят твой посыл, твою интонацию, чувство. Если ты сможешь удержать собачье внимание – можно и на люди выйти). Проговаривание вслух истории даст тебе возможность понять, что лишнее, что надо добавить, о чем ты говоришь и зачем. Да, если животных нет, можно и стулу рассказать.

4 Собирай свои истории. Если событие сложилось в приличную, на твой взгляд, историю, дай ей название и положи на ближайшую полку совей памяти. И постарайся придумать ей применение, в какой ситуации она будет уместна и с какой целью. Все, это уже не просто история, это инструмент. Если ты им воспользуешься хоть раз, и это раз будет удачным, он станет для тебя помощником. Так же поступаем и с другими историями. Рассказчик одной единственной истории – персонаж комичный, стремись не только к качеству, но и к количеству.

5 Продумайте ответ на вопрос: «Что может произойти самого страшного?». Возвращаясь к началу статьи, предстоит понять, что тебя травмирует больше всего и чего надо избегать. Для меня, к примеру, ужасна ситуация, когда меня перебивают вопросом, не имеющим отношение к истории (« Например: «Тебе чаю еще налить?») или выходят в другую комнату («Рассказывай, я слышу!»). Я или перестаю что-либо рассказывать таким людям, или очень серьезно говорю о своих чувствах : «Когда ты так поступаешь, я чувствую себя пустым местом». Впрочем, этой фразы я никогда не произносила – люди ведут с нами себя так, как мы им позволяем. И когда я поняла, чего я хочу избежать, это перестало происходить.

 

Не хочется заканчивать призывами и заверениями, что все будет хорошо. Скажу так: Я вас понимаю! И зависть к хорошим рассказчикам. И презрение к тем, кто ворует наше время пустыми, лишенными жизни рассказами. И страх, оказаться таким же. Все не так просто, как может показаться. Но история того стоит!

 


 

 

Подписчикам сайта - в подарок книга "Трудно быть умной". Вы получите ссылку на книгу на свою почту.

 

 trudnobitymnoi

Сюрприз для подписчиков
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress balloons powered by nksnow
Quick Box - Popup Notification Box Powered By : XYZScripts.com